ИХ ПОДВИГ СТАЛ ПРИМЕРОМ

0

Историк, писатель, телеведущий, автор цикла передач «Русская Голгофа» (об истории страны через историю русской святости XX века) Феликс Разумовский отвечает на вопросы о канонизации новомучеников и исповедников российских.

Есть мнение, что современный подвиг новомучеников и исповедников не такой, каков был подвиг мучеников первых веков христианства. Первые мученики умирали у всех на глазах, свидетельствуя свою веру всенародно, а современные мученики принимали смерть в тюрьмах и на полигонах. Поэтому их смерть не может считаться свидетельством перед людьми своей веры и готовности пострадать даже до смерти. Следовательно, и мученичество их в каком-то смысле неполное.

-Сельское священство в 1918 году, в коллективизацию очень сильно пострадало. Его назначили ответственным за то, что народ не хочет идти в это колхозное стойло. Расстреливали людей на местах без суда, достаточно было обвинения КРО (контрреволюционная организация), КРД (контрреволюционная деятельность). Так что, даже если это и было скрыто, мы многое знаем об этих подвигах.
Для человека, изучающего историю гонений, очевидно, что современные гонения были более масштабны, чем гонения первых христиан. Их нельзя рассматривать таким образом: была Церковь на необыкновенной духовной высоте, и пришли какие-то непонятные люди. И люди понятные – это были наши русские люди, и Церковь была не в лучшем состоянии. Это был процесс очищения, в нем был духовный смысл. И в те времена был смысл страдания мучеников, потому что на их подвиге возникла вся христианская цивилизация. И сейчас так же: только мы пока не можем на костях наших новомучеников ничего создать. Проблема не в том, что мученики настоящие или ненастоящие. У нас самые настоящие мученики, но мы уже другие, мы никак не можем на их подвиге ничего создать, в отличие от христиан первых веков.

Литургия совершается на антиминсе, в который вложена частица мощей мучеников, что имеет великий смысл. Их подвиг был примером для многих поколений христиан, а мы никак не можем следовать подвигу мучеников. Мы никак не можем с этим XX веком разобраться: что мы натворили там? Все время подпадаем, даже православные люди, под очарование Советской империи: мы выиграли войну, мы запустили человека в космос. Но если посмотреть серьезно, как это было сделано, то в значительной мере это использование ресурса русской цивилизации, русского Православия. Если бы у нас за душой был только III Интернационал, то, конечно же, в ста километрах от Москвы фашистов мы не остановили бы, да вообще ничего бы не было сделано. У нас была мощная тысячелетняя цивилизация, но ее начали разрушать, а потом грубо и цинично использовали. Это необыкновенно трагичный сюжет.

– Когда возникает вопрос о канонизации того или иного человека, пострадавшего за веру, в качестве основного документа, свидетельствующего о мученическом подвиге, выступает следственное дело НКВД, в частности – допросные листы. Почему в вопросе о канонизации используются документы врагов Церкви, которые шли и на лжесвидетельство, и на подлог, чтобы предать как можно больше верующих смерти?

– Да, бывали подлоги. Огульно этот вопрос вообще невозможно решить. Разные были ситуации: в двадцатые годы – одно, в тридцатые все уже заматерело, и там очень сложно продраться через всю эту ложь. Обсуждать надо любые вопросы, ничего в этом плохого нет. Не надо бояться, что кто-то считает так, а кто-то иначе. У нас нет культуры дискуссии, обсуждения, мы начинаем сразу каких-то врагов искать.

Двадцать с лишним лет прошло с того момента, когда мы смогли начать работать над прославлением мучеников. Но по сути мы только сейчас стали пытаться решать принципиально важные вопросы. Перед сообществом православных ученых-историков стоит задача выработки методологии изучения мученического подвига XX века. И это у нас не очень хорошо получается. За этим, конечно, стоит наше нерадение. Для нас осмысление, собирание всего, что касается новомучеников, должно быть задачей номер один. Мы (я имею в виду православных, а не наших оппонентов, которые говорят, что у нас мученики не те) даже не можем включить подвиг новомучеников в общенациональную историю. Это кошмар, интеллектуальный столбняк!

Диакон Сергий Правдолюбов

Поделиться

Комментирование закрыто