АЙВАЗОВСКИЙ. 2.00

0

В Третьяковской галерее завершилась одна из самых масштабных выставок этого года,  посвященная 200-летию со дня рождения выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского.

Всматриваясь в картины мастера, каждый видит что-то свое.

Обозреватель «ПМ» пыталась прочитать в пене волн библейский сюжет и отыскать в современном городе игру бури и солнца.

Даже в мельницах ему чудились парусники

Услышав имя Айвазовского, сразу представляю море, причудливое движение света над корабельными мачтами. По пути на выставку, петляя меж московских сугробов, я думала о спрятанном в залах Третьяковской галереи морском чуде. И вдруг встретила другого Айвазовского. Морозного, восточного, горного пейзажиста. А еще – тонкого и стильного портретиста.

Спокойное море. Фрагмент

Спокойное море. Фрагмент

В картине «Зимний обоз в пути» серебристое сочетание голубых, серых и охристых тонов создает эпический колорит бескрайних просторов. Мороз так силен, что сам упавший клубами на заледенелую землю воздух кажется неподвижным.

Восточная сцена

Восточная сцена

Неожиданна и «Восточная сцена»: сотканный из фигур в белых и красных одеждах орнамент созвучен своей витиеватостью арабской мелодии. Хотя во всем Айвазовский верен морю. И вот уже крылья мельницы «Украинского пейзажа ночью» напоминают парусник.

Лунный свет над Днепром

Лунный свет над Днепром

Призрачность берега – пожалуй, один из излюбленных мотивов художника. Звонкий аккорд жемчужного паруса сдержанным эхом откликается в золотистом отблеске солнца, и, не успев окрепнуть, цветовая мелодия тает, становится неуловимой, как туманный силуэт города вдали («Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джоржо»).

aivaz01Ритм клубящихся вод рифмуется с горами и тучами, объединяя водную, земную и небесную твердь («Бурное море»). Несколько потерпевших кораблекрушение человек упрямо борются с волнами. Мы верим, что они спасутся, поскольку с картины льется свет. Мягкое рассеянное сияние окутывает облака и горные вершины, серебристые блики играют на волнах и на крыльях чаек.

venec_laguna

Именно в свете и заключен смысл всех изображенных бурь. Как сказал сам художник: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими».

И только на «Всемирном потопе» видим совсем иной свет, от которого веет мертвенной холодностью. Обречены все. Но надменные жрецы еще сидят на лошадях, прижимая к себе сосуды с драгоценностями. Кто-то еще жив, другие уже летят в бездну вод…

А ведь каждый мог покаяться и спастись. Ной строил ковчег сто лет! Люди над ним смеялись, а вот звери выбежали из своих нор и послушно заняли места «согласно купленным билетам». И только после семидневного ожидания, когда стало ясно, что человеческая беспечность непреодолима, бездна поднялась над землей …

Кстати, прошла я по электронному билету. Очень удобно, очереди нет совершенно. Посетителей множество, возле каждой картины – любознательная толпа с телефонами и планшетами. Фотографировать, разумеется, нельзя, но это только разжигает интерес. Похоже, нарушение запрета стало своеобразным видом спорта. Иначе не объяснить, зачем в телефоне нужны размытые очертания (ах, дернулась рука… смотритель дышит рядом)…

Анастасия Чернова


Протоиерей Леонид Калинин,
епархиальный древлехранитель
Московской городской епархии,
член Союза художников России:

«УЧИТЕСЬ У ЦЕРКВИ ДЕЛАТЬ ВЫСТАВКИ»

Выставка позволила проследить все этапы творчества этого замечательного художника. Однако, что касается подачи, образцом совершенства я назвать ее не могу. В залах тесно, многолюдно. По организации это напоминает экспозиции, проводившиеся в Третьяковской галерее 20–30 лет назад. Приходилось метаться по залу – от центра к периферии. В этом плане экспозиции проекта «Моя история» в Манеже организованы гораздо лучше.

Подготовила Мария Максимова

Опубликовано: №22 (611) ноябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто