БОРОТЬСЯ И ТЕРПЕТЬ

0

Как христианину грамотно разрешить конфликт «гражданин vs государство»?

Как часто мы слышим рассуждения о том, что государство поступает несправедливо к отдельно взятому человеку – будь то пенсионер, которого заставили работать на несколько лет дольше, едва сводящая концы с концами многодетная мама или лишенный права на бесплатный проезд в электричке ветеран труда! Как в подобных ситуациях поступать христианину? Идти в суд либо отстаивать на митингах и в пикетах права ущемленных сограждан? Или лучше оставить все как есть, положившись на волю Божию?

Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО: РУКОВОДСТВУЙТЕСЬ БОЖИИМИ ЗАПОВЕДЯМИ

В политической истории мы слишком сильно концентрируемся на отдельных личностях (президентах, монархах и т.д.) и думаем, что они подобны Богу. Но это своеобразное язычество. Мы, к сожалению, или опустили голову, или, в лучшем случае, смотрим на уровень горизонта. Поднимите голову, у нас есть высший Судия! Он – единственная власть, которой мы должны поклоняться. Поэтому моя формула предельно проста: обращайтесь напрямую к высшей власти и исполняйте заповеди, которые нам даровал Господь.


Архимандрит Антоний (Гулиашвили), настоятель храма Александра Невского в Тбилиси: МОЛИТЬСЯ ЗА ГОСУДАРСТВО, А НЕ ОСУЖДАТЬ

Если мы часто осуждаем – нужно задуматься над словами Ефрема Сирина, который говорил: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Или у Шекспира мы можем прочесть: «Грехи других судить Вы так усердно рветесь: Начните со своих – и до чужих не доберетесь». Что касается нашей человеческой немощи, надо задуматься, а не мы ли виноваты, что государство так себя ведет, не мы ли даем повод к нам так относиться. Если бы мы делали все так, как сказано в Писании, то у государства не было бы причин придираться к нам.


Дмитрий Соколов-Митрич, журналист, писатель: НАДО ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Очень часто, устраняя несправедливость, человек сам ею заражается и, борясь со злом, становится частью зла. Главное – не попасть в эту ловушку и сохранять в себе человека. Независимо от того, православный человек или нет, когда он видит какую-то несправедливость со стороны власти, следует разобраться: эта несправедливость реальная или кажущаяся. Из-за адского информационного шума, в котором мы живем, очень легко оказаться в заблуждении. Когда выяснилось, что несправедливость реальна, надо понять, в чем ее причина и как ее устранить. Если эффективной мерой воздействия на учинивших несправедливость выступает участие в законном массовом протесте, препятствий я не вижу. Чаще же достаточно нанять грамотного юриста или самостоятельно составить обращение в органы власти.


Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: НЕ ИДЕАЛИЗИРУЙТЕ ГОСУДАРСТВО И НЕ БУДЬТЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ К ЧУЖИМ СУДЬБАМ

Отношения Церкви с государством суть отношения верующих людей с органами власти. Рассматривая их, мы опираемся прежде всего на то, что все государственные институты созданы руками человека и соответственно заведомо несовершенны.

В разные исторические эпохи христиане уважительно относились к государству – в том числе и к такому, которое их преследовало и подвергало гонениям. Они видели в государстве средство борьбы с определенными проявлениями греховной человеческой природы. Но это уважительное отношение никогда не идеализировало государства и все то, что является продуктом государственных институтов (законы, подзаконные акты, судебные решения и т.п.) Государству нормально быть несовершенным! Поэтому, видя несовершенство в его работе, мы должны воспринимать это спокойно – равно как и несовершенство всего остального, созданного руками человека. Это не значит, что надо быть безразличным к судьбам других людей. Помогая жертвам несправедливости, лучше действовать разумно.


Епископ Можайский Леонид, наместник Оптиной пустыни: ПОСТРАДАТЬ БЫВАЕТ ПОЛЕЗНО

Как правило, мы не знаем, почему именно так произошло с человеком, который на первый взгляд страдает от явной несправедливости. Не исключено, Господь попускает какие-то действия по отношению к нему, чтобы его вразумить. Это может быть частью Промысла Божия. Ну а если мы близко знаем человека, в каких-то случаях стоит его защитить – но прежде досконально узнать, реальна несправедливость или она только кажется таковой. Ведь зачастую нам кажется, что человек страдает несправедливо, но мы не знаем помышлений, которые у него на уме.

Здесь можно привести в качестве примера случай из жизнеописания преподобного Ефрема Сирина, когда он попал в тюрьму и был осужден за кражу, которую не совершал. Это наказание дало ему возможность пересмотреть свою жизнь и изменить ее к лучшему. Нередко опытный духовник, видя свое страдающее от несправедливости духовное чадо, не всегда советует противостоять ей, а предлагает просто потерпеть.

Опрашивал Владимир Ходаков
Опубликовано: Номер 15 -16 (652 — 653) август 2018 года

ЦИТАТА

Итак, отдавайте всякому должное: кому подать – подать; кому оброк – оброк;кому страх – страх; кому честь – честь.

Рим. 13, 1–7

Поделиться

Комментирование закрыто