БРАК НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ… А ДЛЯ ЧЕГО?

0

Не нарушайте целомудрие брака рассуждениями об отношениях между мужем и женой

Сегодня все активнее поднимается проблема насилия в семье. Прежде всего речь идет о воспитании детей и о праве на религиозное воспитание в семье и как следствие – о границах вмешательства государства в семейные отношения, о так называемой ювенальной юстиции. Но насилие в семье не ограничивается лишь проблемой воспитания. Куда больше насилия в отношениях между мужем и женой. А что это, собственно, такое? Ведь физическое насилие как вершина айсберга – лишь видимая часть и крайнее проявление нестроений и непонимания цели брака в современных семьях.

Любое воспитание и образование априори содержит элемент насилия. Даже любая нравственная работа над собой содержит в себе насилие над личностью. Ведь она включает в себя противостояние страстям, удержание себя от злых дел и т.д. Разве спорт – не одно сплошное насилие над телом и духом? Отсутствие всякого понуждения себя к добру приводит к нравственной распущенности и полной деградации личности.

Самый простой рецепт крепкой христианской семьи – личный пример. Отношения между отцом и матерью с самого раннего возраста закладываются некоей поведенческой матрицей у ребенка, которой он будет следовать во взрослой жизни.

Ни в Евангелии, ни в писаниях святых отцов Церкви, ни в Церковном Уставе мы не найдем указаний, какими должны быть супружеские отношения между мужем и женой. Церковь целомудренно обходит этот вопрос, оставляя его на усмотрение супругов и ограничиваясь лишь самими важными внешними руководствами семейной жизни. Все они изложены в апостольских посланиях и подробно истолкованы святителем Иоанном Златоустом в его трех беседах «О браке».

В настоящее время распространено мнение, что смысл брака и брачных отношений в рождении детей. Это не так. Иоанн Златоуст определенно указывает, что брак установлен прежде всего для хранения целомудрия, а уж рождение детей – это Божие благословение: «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие. После того как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. (Быт.1:28)»

Основа брака – любовь. Христианский брак не может быть не по любви. Истинному чувству может препятствовать только личная развращенность и греховность. Поэтому выражение «стерпится – слюбится» совсем не христианское. Не надо терпеть, надо жить целомудренно. И здесь приведем во свидетельство слова Златоуста: «Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. <…> Итак, когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине».

Итак, основа счастливого брака есть целомудрие и любовь – не только на деле, но и в словах и мыслях. В одном московском храме висел при входе календарь для супругов, когда им Церковь якобы благословляет брачные отношения, а когда нет. Это настоящая профанация таинства брака и нарушение целомудрия. Тайна брака оставлена Церковью на усмотрение мужа и жены.

Сергей Любимов


Сергей Гаврилов

Сергей Гаврилов

Термин «семейное насилие» – провокация против общества

Сергей Гаврилов, председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей в ГД:

– Я категорически против термина «семейное насилие». Семья как традиционный общественный институт насилия не порождает. Насилие – следствие радикального извращения семейных отношений. Насилие может возникать где угодно – от дружеской компании до общегосударственных масштабов. На основе семьи человеческая цивилизация зиждется уже не одно тысячелетие. Больные семьи надо оздоравливать, возможно, трансформировать, но не подвергать давлению – в том числе через такие категории с сомнительным смыслом, как «семейное насилие».

Мы сегодня пожинаем плоды дехристианизации общества. И лечить это нужно восстановлением традиционных моральных основ – в том числе и поддержкой института семьи. А насилие в ней, ее распад провоцируют как раз навязываемые нам некоторыми кругами неоднозначные технологии – к примеру, ювенальная юстиция. Меж тем именно крепкая нормальная семья является способом борьбы с насилием, воспитания уважения к предкам, укрепления преемственности поколений.

Вспомним, как с насилием в семье пытались бороться в советское время. Тогда основывалась на неформальных коллективных механизмах (например, товарищеских судах), но никак не на наказании родителей. Огромное внимание уделялось и воспитанию будущих родителей, их отношению к будущим детям. Наверное, слепо копировать те практики неправильно. Но более деятельной профилактики насилия в семье, чем восстановление в стране гуманитарного образования и воспитания, придумать трудно.

Подготовил
Никита Вятчанин

Поделиться

Комментирование закрыто