БРОНЗОВАЯ ТАЙНА

0

Тридцать лет назад в Троице-Сергиевой лавре обрели  чудотворную статую с Немецкого кладбища

По одной из самых устойчивых городских легенд, на Введенском (Немецком) кладбище долго находилась чудотворная скульптура  – трехмерная икона Господа Иисуса Христа. В военные годы родственники ушедших на фронт молились перед ней о возвращении своих близких. Студенты прибегали сюда перед ответственными экзаменами, а стекавшая с руки Спасителя дождевая вода исцеляла от самых тяжелых недугов. Это не выдумки: такая статуя действительно существовала, более того – уцелела и дошла до нас!

Скорее всего, первыми к статуе массово стали приходить студенты факультета дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета, чье здание расположено рядом с кладбищем. В советскую эпоху, конечно, никто из молодежи не рискнул бы идти перед важными экзаменами в церковь, а вот сбегать на соседнее кладбище – вполне. Именно с просьб-молитв студентов и берет свое начало почитание москвичами этой скульптуры. Но вскоре та исчезла.

Введенское (Немецкое) кладбище

Введенское (Немецкое) кладбище

Обрели ее уже в перестроечное время. В 1986 году в Церковно-археологическом кабинете (музее) Московской Духовной Академии (МДА) появляется новый экспонат – бронзовая статуя Христа работы скульптора Романелли. Как свидетельствуют документы, после войны она числилась в запасниках Музея архитектуры им. Щусева и находилась в тогда еще закрытом Донском монастыре (туда после демонтажа свозили скульптуры не только из Храма Христа Спасителя, но и с Немецкого кладбища). В 1960-е годы начался процесс передачи скульптур во вновь открывшийся церковный музей при Московской Духовной Академии. В Церковно-археологическом музее сохранился акт передачи от 2 февраля 1976 г. представителю Хозяйственного управления Московской Патриархии «в постоянное пользование скульптуры бронзовой «Христос-исцелитель». На десять лет о скульптуре забыли: она находилась в заколоченном ящике в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Но после страшного пожара в МДА, когда академический храм практически полностью сгорел, преподаватели и студенты получили благословение временно совершать богослужения в Смоленской церкви лавры. Вот тогда и нашелся древний памятник. Но как он прежде оказался на кладбище?

xr3

Документально в границах этого памятного места прослеживаются по крайней мере три стародавних изваяния Спасителя. Первое было установлено по заказу семьи Кнопп в память о рано умершей дочери. Алексей Тимофеевич Саладин в своей книге «Очерки истории московских кладбищ» так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли».

xr1

У южного кладбищенского входа стоит лютеранская часовня, построенная по проекту архитектора В.А. Рудановского и инженера Л. Розенблита в 1912 году. Перед нею предполагалось устроить фонтан, однако по заказу семейства Вогау там поставили беломраморную фигуру Христа, держащего мраморный крест, работы того же скульптора Рафаэлло Романелли. В 1940-е гг. скульптуру Христа перевезли – и тоже в Музей архитектуры, откуда она бесследно исчезла в 1990-е годы.

Известна и еще одна скульптура – так называемый «Белый Христос», установленный у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых (не имевших отношения к основателю одноименной галереи). Ее выписали из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем и революция не дали статуе возможности прибыть в Москву. И только после Великой Отечественной войны, в 1946 году, семейству Третьяковых удалось исполнить давнее намерение. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру (автор – известный скульптор Н.В. Крандиевская). В хрущевские времена памятник был сброшен, от него откололась часть носа и золотой венок. Позднее изваяние восстановили.

76_p_img_01

Какая же из скульптур чудотворная? Очевидно, первая, на руку которой москвичи возливали воду и уносили ее по своим домам как святую. Об этом свидетельствует одно важное обстоятельство: на указательном пальце правой кисти сделана бронзовая накладка, повторяющая его очертания. Дело в том, что палец был стерт верующими до половины первой фаланги тогда, когда скульптура находилась еще на Введенском кладбище.

Кстати, студия Романелли до сих пор существует во Флоренции. И трудятся там скульпторы, правнуки автора чудотворной статуи Христа.

Сергей Любимов


Справка: Церковно-археологический кабинет при Московской Духовной академии (ЦАК) был создан в 1871 году, но после Октябрьской революции был полностью разграблен. Воссоздание музея связано с возрождением Московских Духовных школ и возвращением их в Троице-Сергиеву Лавру в 1948 г. В 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I благословил организовать ЦАК иеромонаха Сергия (Голубцова).

Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра.
Официальный веб-сайт: acmus.ru
Телефон:  (496) 541-55-01

Чудотворная скульптура Господа Иисуса Христа упоминается в житии блаженной Матроны Московской.

В 1940-е годы блаж. Матрона просила одну свою близкую знакомую: «скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с руки Господней» (З.В. Жданова «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны», М.: Издание Покровского женского монастыря, 2008. с. 43.)

moscow_lutheran_cathedral_postcard
Кнопп – немецкий баронский род. Лидеры двух ведущих фирм – Кноппов и Вогау – возглавляли лютеранскую общину Москвы, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви св.св. Петра и Павла в Старосадском переулке.  Оно сохранилось до наших дней. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).

Опубликовано: №21 (610) ноябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто