ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВЕРА

0

2015 год объявлен годом литературы.

Для одного литература – это книга в красочной обложке, для другого – сияние монитора и бегущая в телефоне строка. Для третьего – рукопись, что шелестит страницами. А еще литература – это школьный предмет. Как преподается она сегодня? Может ли она привести к вере? Что появилось нового и что, наоборот, устарело? Своими наблюдениями и разработками делится автор линии школьных учебников по литературе профессор Борис Ланин.

Борис Александрович ЛАНИН доктор филологических наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Автор семи федеральных учебников по литературе, программы и многократно переиздававшейся «Методики преподавания литературы» для университетов.

Борис Александрович ЛАНИН
доктор филологических наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Автор семи федеральных учебников по литературе, программы и многократно переиздававшейся «Методики преподавания литературы» для университетов.

– Борис Александрович, давайте поговорим про учебный процесс. Как известно, в школе дают знания. Потом их применяют. Тяжело в учении – легко в бою. Работает ли эта схема сегодня?
– Сейчас в нашем государстве действует утвержденный Государственной Думой образовательный стандарт второго поколения. Он основной и единственный, это закреплено на законодательном уровне. Если раньше считалось, что в школе дают знания, то по новому стандарту этого недостаточно: ребенка должны научить учиться. «Дали в школе знания – иди живи» – вчерашняя повестка дня. Теперь важно научить учиться не только в вузе, но уже в средней школе, потому что само знание меняется очень быстро. Нужно научить ребенка находить источники информации, научить его быстро читать и быстро обрабатывать огромные массивы данных. Нужно ознакомить его с новым постинформационным миром. Наконец, ребенок должен в этом мире сам ориентироваться, сам ставить задачи, планировать свою деятельность. Это должно проходить в рамках каждого учебного предмета. В том числе и в преподавании литературы. Надеюсь, мои учебники этому помогают.
– На фоне огромного информационного потока роль литературы снижается…
– Литература – важнейший предмет, который дает целостное знание о жизни.
Как преподаватели до недавнего времени, а порой и сейчас еще, преподают, например, историю? История – это войны. Тут захватили, там убили, здесь осчастливили. Был этот царь, стал другой. А чем жили люди в это время? Пользовались они вилкой или ели грязными руками? Отчего умирали, какие были врачи? О чем они мечтали? Как любили? Как они совмещали понятия о чести и тягу к любви? Всего этого история в школе не дает. Такие знания может дать литература. Поэтому эмоциональная и нравственная нагрузка этого предмета огромная. В литературных произведениях решается еще один важный вопрос: человек и его вера. Во что человек верит? Какие идеалы перед ним? Опять же, в современной светской школе ответы на эти вопросы может помочь найти литература.
– А что Вы думаете о положительном герое? Возможен ли он сегодня?
– Нет, это проблема советской эпохи. Можно говорить о человеческих идеалах или о человеке с идеалом – таков, например, князь Мышкин. Положительный герой, собственно, у русского писателя никогда не получался – в отличие от отрицательного или ищущего. Я, кстати, за «ищущего». Ведь весь пафос прозы рубежа 1950–1960-х годов и заключался в том, что появился персонаж, который не хотел умереть за Родину, как все положительные герои советского времени. Он начинал себя искать.
– Как можно «научить учиться»?
– Только через практику. Планировать, ставить задачи, учить рассчитывать время, учить пользоваться разными источниками информации. Иногда школьнику могут сказать: «Ну, это же родители помогли». Но если речь идет о проекте, учителя не должно интересовать, кто помогал. Пусть ученик привлек к выполнению проекта квалифицированных родителей, квалифицированных специалистов, которых сам нашел. Если на защите проекта он сумеет грамотно изложить цель, те способы и методы, которыми пользовался, к каким результатам пришел – очень хорошо. Важно, чтобы, стремясь достичь какого-то результата, ученик не потерял главный ориентир: идеалы русской литературы, душевную чуткость и отзывчивость русского писателя на все боли мира, как говорил Достоевский. То есть проект проектом, а литература – литературой, их нельзя разрывать.
– Можете привести пример?
– В восьмом классе мы предлагаем такой проект: у Ключевского есть фраза, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в истории «Пугачевского бунта». Чтобы выполнить этот проект, надо прочитать не одну книгу, а две. Ведь Пушкин считал «Историю Пугачевского бунта» документальной книгой, вкладом в русскую историю. Мы предлагаем ребенку разобраться: что имел в виду Ключевский, когда говорил эту фразу? Это такой вопрос, на который нельзя ответить одним словом. Над ним нужно думать, искать материалы, делать выводы.
– Вы разработали много проектов, какие из них запланированы на 2015 год?
– Проект «Любимая книжка для сестренки-братишки» мы только запускаем. Над ним мы будем работать в школе №13 г.Жуковского. Для меня важно, чтобы образование в школе было живым, неформальным. По итогам этого проекта должна выйти книга. В результате мы узнаем, что любят читать сегодня наши дети. Важнейшей целью литературного образования является воспитание у детей привычки к чтению.
– Можно ли, на ваш взгляд, через литературу придти к православию?
– Конечно. Я думаю, это верный путь. Например, у нас в школьной программе в пятом классе есть произведение Ивана Шмелева «Чистый понедельник». Там показана праздничная атмосфера пасхального ожидания. Душа предчувствует праздник, готовится к нему. Безбожнику такого переживания трепетной радости не дано. Другой пример – «Детские годы Багрова внука» Сергея Аксакова.

В художественных произведениях решается важный вопрос: человек и его вера. Во что человек верит? Какие идеалы перед ним? В современной светской школе ответы на эти вопросы ищет литература.

Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто