2015 год объявлен годом литературы.
Для одного литература – это книга в красочной обложке, для другого – сияние монитора и бегущая в телефоне строка. Для третьего – рукопись, что шелестит страницами. А еще литература – это школьный предмет. Как преподается она сегодня? Может ли она привести к вере? Что появилось нового и что, наоборот, устарело? Своими наблюдениями и разработками делится автор линии школьных учебников по литературе профессор Борис Ланин.
– Борис Александрович, давайте поговорим про учебный процесс. Как известно, в школе дают знания. Потом их применяют. Тяжело в учении – легко в бою. Работает ли эта схема сегодня?
– Сейчас в нашем государстве действует утвержденный Государственной Думой образовательный стандарт второго поколения. Он основной и единственный, это закреплено на законодательном уровне. Если раньше считалось, что в школе дают знания, то по новому стандарту этого недостаточно: ребенка должны научить учиться. «Дали в школе знания – иди живи» – вчерашняя повестка дня. Теперь важно научить учиться не только в вузе, но уже в средней школе, потому что само знание меняется очень быстро. Нужно научить ребенка находить источники информации, научить его быстро читать и быстро обрабатывать огромные массивы данных. Нужно ознакомить его с новым постинформационным миром. Наконец, ребенок должен в этом мире сам ориентироваться, сам ставить задачи, планировать свою деятельность. Это должно проходить в рамках каждого учебного предмета. В том числе и в преподавании литературы. Надеюсь, мои учебники этому помогают.
– На фоне огромного информационного потока роль литературы снижается…
– Литература – важнейший предмет, который дает целостное знание о жизни.
Как преподаватели до недавнего времени, а порой и сейчас еще, преподают, например, историю? История – это войны. Тут захватили, там убили, здесь осчастливили. Был этот царь, стал другой. А чем жили люди в это время? Пользовались они вилкой или ели грязными руками? Отчего умирали, какие были врачи? О чем они мечтали? Как любили? Как они совмещали понятия о чести и тягу к любви? Всего этого история в школе не дает. Такие знания может дать литература. Поэтому эмоциональная и нравственная нагрузка этого предмета огромная. В литературных произведениях решается еще один важный вопрос: человек и его вера. Во что человек верит? Какие идеалы перед ним? Опять же, в современной светской школе ответы на эти вопросы может помочь найти литература.
– А что Вы думаете о положительном герое? Возможен ли он сегодня?
– Нет, это проблема советской эпохи. Можно говорить о человеческих идеалах или о человеке с идеалом – таков, например, князь Мышкин. Положительный герой, собственно, у русского писателя никогда не получался – в отличие от отрицательного или ищущего. Я, кстати, за «ищущего». Ведь весь пафос прозы рубежа 1950–1960-х годов и заключался в том, что появился персонаж, который не хотел умереть за Родину, как все положительные герои советского времени. Он начинал себя искать.
– Как можно «научить учиться»?
– Только через практику. Планировать, ставить задачи, учить рассчитывать время, учить пользоваться разными источниками информации. Иногда школьнику могут сказать: «Ну, это же родители помогли». Но если речь идет о проекте, учителя не должно интересовать, кто помогал. Пусть ученик привлек к выполнению проекта квалифицированных родителей, квалифицированных специалистов, которых сам нашел. Если на защите проекта он сумеет грамотно изложить цель, те способы и методы, которыми пользовался, к каким результатам пришел – очень хорошо. Важно, чтобы, стремясь достичь какого-то результата, ученик не потерял главный ориентир: идеалы русской литературы, душевную чуткость и отзывчивость русского писателя на все боли мира, как говорил Достоевский. То есть проект проектом, а литература – литературой, их нельзя разрывать.
– Можете привести пример?
– В восьмом классе мы предлагаем такой проект: у Ключевского есть фраза, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в истории «Пугачевского бунта». Чтобы выполнить этот проект, надо прочитать не одну книгу, а две. Ведь Пушкин считал «Историю Пугачевского бунта» документальной книгой, вкладом в русскую историю. Мы предлагаем ребенку разобраться: что имел в виду Ключевский, когда говорил эту фразу? Это такой вопрос, на который нельзя ответить одним словом. Над ним нужно думать, искать материалы, делать выводы.
– Вы разработали много проектов, какие из них запланированы на 2015 год?
– Проект «Любимая книжка для сестренки-братишки» мы только запускаем. Над ним мы будем работать в школе №13 г.Жуковского. Для меня важно, чтобы образование в школе было живым, неформальным. По итогам этого проекта должна выйти книга. В результате мы узнаем, что любят читать сегодня наши дети. Важнейшей целью литературного образования является воспитание у детей привычки к чтению.
– Можно ли, на ваш взгляд, через литературу придти к православию?
– Конечно. Я думаю, это верный путь. Например, у нас в школьной программе в пятом классе есть произведение Ивана Шмелева «Чистый понедельник». Там показана праздничная атмосфера пасхального ожидания. Душа предчувствует праздник, готовится к нему. Безбожнику такого переживания трепетной радости не дано. Другой пример – «Детские годы Багрова внука» Сергея Аксакова.
В художественных произведениях решается важный вопрос: человек и его вера. Во что человек верит? Какие идеалы перед ним? В современной светской школе ответы на эти вопросы ищет литература.
Анастасия Чернова