ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНЫЕ СТИХИ?

0

Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращенный как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты.

Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определенных обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различные моменты. И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни. На русском Севере, во время Четыредесятницы женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать, знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии. Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII–XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно.

Духовные стихи пронизывали повседневную жизнь человека, поддерживая в ней Евангельский свет и христианское мироощущение. Эти песнопения как бы «переводили» подчас сложные церковнославянские богослужебные тексты, пересказывали содержание Писания более привычным языком, приобретая значение своеобразного народного катехизиса.

Духовные стихи исполнялись людьми различных сословий: крестьянами и горожанами, монашествующими. Но были люди, для которых исполнение духовных стихов было профессиональным занятием – это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae – так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники. Калики известны с XI века, они были паломниками, часто людьми церковными, исполнявшими духовные песни. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформировался в калеку-нищего, исполняющего былины и духовные стихи, и зарабатывавшего таким образом себе на пропитание. Так калеки стали своеобразными преемниками традиции калик.

Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвященные какому-либо празднику или событию, отраженному в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.

Два сюжета на диске связаны с Божией Матерью. Один из них – традиционный стих «хождения Богоматери», а другой – довольно позднее повествование о Покрове Божией Матери («В древние-древние годы»).

Значительную часть диска занимают житийные духовные стихи, – то есть песнопения, в которых излагается жизнеописание того или иного святого, или какой-либо ключевой момент его жизни. Это стихи о Марии Египетской, св. Варваре, Алексии – человеке Божием, о св. Георгии (Егории), о Борисе и Глебе. Два стиха о св. Георгии Победоносце, записанные на диске, рассказывают о мучениях святого. А стих «Как пришел к нам Егорий» связан с крестьянским календарем: на праздник Святого впервые выпасали коров, поэтому в народном сознании ему приписывается роль хранителя домашнего скота. Стихи о Василии Кесарийском и Николае чудотворце отличаются особым, не житийным содержанием. Василий Великий, автор проповеди «На упивающихся» и слова «Како подобает воздержатися от пьянства», человек строгой жизни, представляется в стихе раскаявшимся пьяницей. Видимо, создатели стиха были твердо убеждены, что такие тексты могли быть написаны лишь на основании горького личного опыта. На диске записан лишь фрагмент стиха, который представлен в этнографической записи. Стихи о Николе чудотворце выделяются тем, что среди них нет ни одного житийного стиха – чудеса Святителя затмили собой его жизнеописание. На диске представлен интересный и очень редкий пример стиха нищей братии с обращением к святому. В песнопении содержится просьба к Николе найти им подаятеля и покормителя, а христианину-приютителю дать всяческие блага в этой жизни и в грядущей.

Целый ряд стихов посвящен праведным женам: девице, по молитве которой был побежден Смут – род нечистой силы; Аллилуевой жене – благочестивой женщине, само имя которой происходит от слова «Аллилуия». В этом стихе причудливо сплетаются мотивы избиения младенцев при царе Ироде и образы старообрядческих «гарей» – массовых самосожжений во времена гонений. Стих подводит слушателя к мысли не бояться смерти ради Христа. Стих «У купца была девица» также проникнут идеями, поддерживаемыми частью беспоповских старообрядческих общин о грешности брака, поскольку нет священников, которые могли бы совершить таинство венчания. О том, что переживает после смерти праведная душа, повествуется в стихе «На недельке пораненьку». Этот стих – один из редчайших примеров, когда душу утешают и «направляют» ее в рай. Подавляющее большинство стихов с подобным сюжетом имеют ярко выраженный «предупредительный» характер: в них рассказывается, как нерадивая душа попадает в ад, при этом перечисляются ее согрешения. Таким образом, стихи эти должны побудить живых к праведной жизни.

Ряд песнопений на диске взят с этнографических записей. Однако текстов духовных стихов сохранилось гораздо больше, чем напевов. Поэтому мы обращаемся и к различным методикам реконструкции напева стиха. Стихи «Святитель ты же наш отче да Никола» и «Аллилуева жена» были записаны небольшим фрагментом, а продолжение мы находили в тексте подобного содержания и близкого по ритмике. Некоторые стихи распеты заново по изданному тексту, к которому не было записи, так что напев стиха не сохранился совсем. Такой метод мы применили к стихам о Марии Египетской и «Ты поитель-кормитель нищей братии». Образ Алексия человека Божия – отрекшегося от богатства и избравшего путь странника-нищего, был очень близок носителям духовных стихов – каликам-перехожим. Для них святой был как бы образцом духовной жизни. Утешение и поддержку находили они в его жизнеописании, поскольку в своей непростой жизни они испытывали те же лишения и невзгоды, что и он. Поэтому стих об Алексии был одним из самых любимых в репертуаре калик-перехожих и сохранился во многих текстовых версиях с различными напевами. На нашем диске мы представляем триптих, в котором отражены основные фрагменты этого подробного повествования о жизни святого, сочетающий в себе три разных напева и три текстовых источника: мелодия казаков-некрасовцев и текст из собрания Киреевского (по: Бессонов П. А., «Калеки перехожие» вып. I, 1861 г., № 29), мелодия духовного стиха дер. Лобынщина Усвятского р-на Псковской обл. с продолжением текста Бессонова, украинская псальма, последние два куплета взяты из сборника «Кому повем печаль мою» (Верхокамье) и спеты на мотив псальмы.

Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем, И.Н. Заволоко: «Деды и прадеды наши, презрев блага земные, все искали: как душу спасти от мирской суеты и прельщений. Все искали Град-Китеж взыскуемый, все стремились, как путники странные, в свой небесный отеческий дом. Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал. А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей до край Севера, все бродили слепцы перехожие, правду Божию искали и тем людей поучали. (…) И любил же народ певунов перехожих! Соберутся вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние. Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое, чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился. (…) Отдыхает душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь».

Полина Терентьева

Поделиться

Комментирование закрыто