ДА БУДЕТ ВАШ МЕЧ МОЛИТВОЮ И МОЛИТВА ВАША ДА БУДЕТ МЕЧОМ!

0
kapkanov

Руководитель церковно-исторического проекта «Летопись» Константин Капков

 – Константин Геннадьевич, у Вас есть несколько исследований по истории военного духовенства. Расскажите, пожалуйста, о них.

 – В 2008 году вышла «Памятная книга (Словарь) военного и морского духовенства». В ней представлено около 1000 человек: священников и церковнослужителей. В 2009 году вышли «Очерки по истории военного и морского духовенства Российской Империи: итоги к 1917 году», в 2012 – «Священники – кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия». Все три книги посвящены военному духовенству. Георгиевские кавалеры в последней книге представлены за всю историю, с конца XVIII века до гражданской войны.

1_2_filtered turk – Какие обязанности были у священников на войне?
Они совершали богослужения в воскресные и праздничные дни, наставляли, утешали и укрепляли военнослужащих. Погребали усопших. С согласия военного начальства проводили внебогослужебные беседы.

– Что они делали во время сражения? Наверное, стояли в ближайшем храме и молились?
Священники разделяли участь солдат и офицеров. Они находились на передовой линии и отличались лишь тем, что у них не было оружия. Соответственно, священники не стреляли. А вот по ним стреляли точно так же, как по остальным. Наибольшее количество потерь, в том числе и среди полкового духовенства, приходится именно на Первую мировую войну. Есть данные о гибели более 25 священников. Многие были ранены, контужены, отравлены удушливыми газами. По сравнению с предыдущими войнами, для священнослужителей это большие цифры. Такая обязанность, идти с передовой цепью, нигде не прописана, но многие священники шли впереди, рядом с офицерами. Их служение совершалось под пулями, среди огня и взрывов. В этом смысле священники разделяли положение других воинских чинов.

– Ваша последняя книга о священниках – Георгиевских кавалерах. Кто они?
– Из московских священнослужителей такую награду как панагия на Георгиевской ленте получил митрополит Трифон Туркестанов, автор знаменитого акафиста «Слава Богу за все». На фронт он пошел добровольцем. Потом частично лишился зрения и по состоянию здоровья в 1916 году вернулся в Москву, стал управляющим Новоиерусалимского монастыря. Еще Георгиевскую награду получил священномученик Василий Коклин. В Первой мировой войне он участвовал солдатом, был награжден Георгиевским крестом четвертой степени за то, что, будучи в окружении, пробился и присоединился к своей части. Стал священником в 1927 году. Служил в церкви Знамения Пресвятой Богородицы, что в Перово, тогда это было ближайшим Подмосковьем. Весной 1938 года он был арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне. Канонизирован в 2001 году.

– А была ли хотя бы небольшая военная подготовка у священника?
– Военной подготовки не было. Была подготовка учебная, богословская. На фронт старались брать образованных священников.

kapkanov15 – Почему это так важно на войне?
Приходилось вести диалоги не только с солдатами, но и с офицерами. Многие офицеры были достаточно образованы, а вот к религии настроены скептически. Причем это не единичные случаи! Священнику приходилось вступать с ними в диалог. Поэтому и было так важно иметь хорошее духовное образование. Священников, не окончивших курс семинарии, в ведомство военно-морского духовенства не брали. Старались брать кандидатов богословия, тех, кто окончил Духовную академию. Еще предпочитали людей, которые имели медицинские навыки. Например, священников, окончивших санитарные курсы. Они могли в госпиталях и на передовой не только молитвой поддержать, но и оказать первую медицинскую помощь: сделать перевязку, помочь при операции и переносе. Такие люди очень ценились. Известно, что даже несколько врачей были рукоположены. Но это, конечно, единичные случаи. Чаще священники выполняли простые обязанности санитаров.

– Получается, что священник идет впереди, но участвовать в сражении не может….
Священнослужителям и монахам, согласно 83-му апостольскому правилу и 7-му определению IV Вселенского Собора, запрещено участвовать в военных действиях с оружием в руках. Это общеизвестные правила, хотя бывали исключения.

kapkanov14–  Как сложилась судьба военных священнослужителей после окончания Первой мировой войны?
– Судьба кадровых священнослужителей Военного и Морского ведомств после окончания Первой мировой войны сложилась по-разному. Одни продолжили свою службу в армиях А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, А.В. Колчака и оказались в эмиграции.
Другие остались в России, многие из них погибли от рук большевиков в годы гражданской войны, некоторые были репрессированы в советское время. Были и те, кто, оставаясь в Церкви, дожил до глубокой старости. В наше время некоторые бывшие военные священники канонизированы. Священник Герман Джаджанидзе канонизирован Грузинской Православной Церковью. Русской Православной Церковью канонизированы бывшие кадровые священники, впоследствии епископы: Онисим (до пострига – Михаил Пылаев), Макарий (до пострига – Григорий Кармазин), священники Николай Яхонтов, Сергий Флоринский, Илия Бенеманский, Александр Саульский и другие.

Справка: Константин Капков — историк, автор книг, посвященных судьбе русского военного и морского духовенства, в 2013 году за труд «Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия» стал лауреатом премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария.

Архивные фотографии взяты из книги «Очерки по истории военного и морского духовенства Российской Империи XVIII – нач. ХХ вв.: Итоги к 1917 году». – М.: Летопись, 2009.
адрес сайта: http://centrletopis.ru/

Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто