ДЛЯ ПРИХОЖАН И ГОРОЖАН

0

В архитектурном тренде – псковские мотивы, «универсальные притворы», экономичность и эксплуатируемые кровли

Официальные итоги открытого архитектурного конкурса проектов православного храма с приходским комплексом (о его старте наша газета сообщала в 21-м номере за прошлый год) оставили двоякое впечатление. Налицо очевидная тенденция: плодотворнее всего мысль зодчих работает в направлении современного осмысления псково-новгородских архитектурных мотивов, в их проекции на плотную застройку жилых кварталов российских мегаполисов. С другой стороны, наилучшие планировочные решения авторам, похоже, только предстоит искать и находить.

Достигнутые результаты – несомненный шаг вперед. Прошедшему под эгидой Союза архитекторов России (СА РФ), Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (ФХУ МП) и Гильдии храмоздателей состязанию в прошлые годы предшествовали два других творческих соревнования, цель которых декларировалась как поиск образа современного храма. Так там, сетует сопредседатель жюри конкурса, глава Совета по архитектуре СА РФ Владилен Красильников, конкурсанты либо тиражировали лучшие примеры отечественного храмоздательства… позапрошлого столетия, либо представляли какие-то немыслимые, трудно реализуемые идеи. Теперь же налицо как трезвое градостроительное мышление участников, так и их активный поиск актуальных форм.

По словам входившего в жюри заслуженного архитектора РФ председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, главным критерием оценки работ служили практическая реализуемость проекта в условиях стесненной городской среды (участников ограничивали скромным участком площадью 50 соток), включение приходских помещений в основное храмовое здание и экономичность. Сначала судьи отобрали из 105 заявленных работ (помимо россиян, их представили авторы из Сербии, Сингапура и Малайзии) полностью соответствовавшие этим требованиям проекты. Затем из числа последних при помощи анонимного голосования «за» или «против» определялись по три победителя в каждой из трех номинаций – для храмов вместимостью 300, 600 и 900 человек. Помимо общественного признания, они премировались ощутимым денежным призом в 100 тысяч рублей.

«Православная Москва» публикует лучшие конкурсные проекты, кратко представляет заложенные в них основные идеи и сводит их в собственный рейтинг, основанный на экспертном мнении жюри

1. Сергей Кантерин (Москва). Абсолютный победитель: девять голосов в номинации «900». Оригинальный проект размещенной на значительном перепаде высот (изначально – на речном склоне) трехнефной базилики предполагает обустройство молодежного военно-патриотического центра в цокольном уровне.

kanterin

2–3. Даниил Макаров и Дмитрий Половинкин (оба – Москва). Внешне очень разные, но базирующиеся на сходных архитектурных «модулях» псковской традиции небольшие храмы вместимостью 300 прихожан мыслятся авторами как полноправные общественные центры жилых микрорайонов. Макаров соединил белое кирпичное здание компактной церкви с приходским домом и двухклассной воскресной школой. «В московских спальных районах остродефицитен так называемый второй масштаб – связующее звено между гигантскими зданиями и соразмерным человеку объемом, – считает автор. – Эту нехватку я и восполняю». У Дмитрия Половинкина небольшой храм окружает «посаженный» по оси бульвара целый городок с хозяйственными постройками, помещением воскресной школы и небольшим гостевым домом.

polovinkin

Работа Дмитрия Половинкина

4. Любише Фолич (Белград). Лучший зарубежный конкурсант представил современную вариацию большого городского собора вместимостью 900 прихожан на тему знаменитой Софии Киевской с упрятанной в «обнимающую» храм полукруглую галерею приходской и социальной «начинкой». Работа сербского профессора снискала симпатии восьми судей.

5. Николай Петров-Спиридонов (Москва). Собравшее восемь голосов смелое решение преподавателя Московского архитектурного института, которому помогали студенты 4-го и 5-го курсов, выгодно дополняет традиционный каменный четверик вместимостью 300 челеловек светопрозрачным светящимся барабаном и деревянным венчанием.

petrov_spiridonov

6. Илья и Анна Базилевичи (Москва). Лучшая работа в номинации «600» отмечена семью голосами. Архитектурные линии традиционной поморской церкви-корабля здесь активно насыщены современными материалами и новейшими стропильными системами. Обслуживающие и технические помещения располагаются в обоих боковых крыльях цоколя, а воскресная школа занимает второй этаж периметральной обстройки.

bazil

7. Иван Земляков (Москва). Еще одна разработка «псковской» темы, снискавшая симпатии семи членов жюри, активно эксплуатирует принцип многофункциональных помещений. В праздничные дни раздвижные двери с западной стороны позволяют значительно увеличить объем молитвенного помещения за счет примыкающего «универсального зала» (фактически притвора), а лестницы из воскресной школы и библиотеки в теплое время года приглашают обучающихся прямо на эксплуатируемую кровлю. Расчетная вместимость храма – 900 человек.
8–9. Валерий Кочетов (Москва) и Владимир Медиевский (Красноярск). Одни из самых интересных работ в ставшей для большинства участников камнем преткновения «средней» номинации (храмы на 600 прихожан) собрали по шесть голосов. «Церковь в центре символизирует идею, а функциональные объемы по бокам – существующие в обществе проблемы: воспитание детей, обучение в воскресных школах, поддержка семьи, социальная работа», – раскрывает свое видение архитектор института «Моспроект–3» Валерий Кочетов, решивший несущие конструкции в виде банальных (зато недорогих) железобетонных конструкций. В разработке главного архитектора института «Красноярскжелдорпроект» Владимира Медиевского кирпичный двухуровневый храм в декоративной облицовке со стороны воображаемой городской застройки закрывает тянущаяся ломаной линией галерея с сопутствующими помещениями. Противоположным фасадом комплекс обращен к рекреационной территории.

zeml


Комментарий Протоиерей Андрей ЮРЕВИЧ, главный архитектор ФХУ МП:

НАС СУМЕЛИ УДИВИТЬ!
– Сегодня Церкви в первую очередь нужны ансамбли приходских комплексов, в некотором смысле берущие на себя функциональное наполнение Дворцов и Домов культуры советского времени. Меня порадовало, что среди конкурсных работ не так много откровенных реплик. К сожалению, часто приходится сталкиваться с проектами, добросовестно копирующими лучшие русские храмы минувших эпох. Когда спрашиваешь автора, почему он решил, что нам это понравится, он возражает: «Но ведь таков заказ Церкви!» И очень хочется спросить: а откуда он это взял?!

Проект-парадокс: сельский храм для Новой Москвы на 300 прихожан

Работа нашего земляка Ивана Матвеева не оказалась в числе лауреатов, зато удостоена сразу трех специальных призов: СА РФ, Гильдии храмоздателей и ФХУ МП.

Фото: студия "Дмитровка", dmtrvk.ru

Работа Ивана Матвеева Фото: студия «Дмитровка», dmtrvk.ru

Поделиться

Комментирование закрыто