ДУХ И БУКВА

0

duxibukva01

Обветшал ли Ветхий Завет и зачем читать его сегодня

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9), – с горечью отмечает престарелый Соломон, говоря о тяге человека повторять идеи и ошибки своих предков. Вопрос «зачем нам читать Ветхий Завет?» – прекрасная иллюстрация к словам мудреца.

Писание «до нашей эры»

Для мира языческого священные тексты иудеев были и недосягаемы, и неинтересны. Все верные единому истинному Богу составляли один народ. Закон этот со времен Моисея и Иисуса Навина не просто регулировал каждый шаг, он был единственной ниточкой, которая связывала иудея с Богом: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (Нав. 1, 8).

Воплощение Христа изменяет ситуацию кардинально. Отныне Путь, Истина и Жизнь – не в свитках, а в Самом Господе; поклонение Богу – не в Иерусалиме, а в духе и истине, награда верным – не благополучие земное, а Царствие Небесное. Евангельская весть молнией облетает Средиземноморье, привлекая в церковь массы язычников. И тут впервые возникает вопрос: зачем теперь Закон, ставший ветхим?

Конечно, получившие хорошее образование бывшие язычники могли оценить Закон как литературно-художественное и даже поэтическое произведение. Но даже в этом качестве он уступал речам апостолов и проповеди епископов, вдохновленных Духом Святым, – как рассказ о любви уступает реально переживаемому чувству. Христианство явилось им как подлинная духовная реальность, переживаемая ярко и остро, питаемая богослужениями, молитвами, проповедью и всей жизнью общины.

duxibukva02Вопрос об отношении к Закону и о порядке приоритетов был соборно решен Церковью к концу III века, когда попытки навязать ее членам Ветхий Завет в качестве непреложного правила были осуждены как еретические. Тем не менее разнообразные секты «с иудейским уклоном», от древних гипсистариев до «субботников» XIX века, то и дело испытывают христианство на прочность. Новый аспект дал о себе знать в XVIII веке, с началом эпохи Просвещения.

Проверить аксиомы

Идея о том, что многие научные представления, долгое время принимавшиеся за аксиомы, нуждаются в проверке, а лучше бы и в корректировке, быстро распространилась на сферу истории. Античные авторы, будучи подвергнуты скрупулезному анализу, показали себя не самыми надежными источниками – в их наследии обнаружилось немало ошибок и легенд. На этом этапе возникла мысль о рассмотрении Библии как обыкновенного древнего текста – с целью проверить ее историческую достоверность. Это направление научной деятельности ученые скромно именовали «высшей библейской критикой». Коль скоро в Писании немало упоминаний о древних городах и народах, не встречающихся в иных древних источниках, был сделан простой вывод: составители Библии все выдумали. Именно эту методологию имел в уме Вольтер, когда говорил, что через сто лет после него христианство будет сметено с лица земли и уйдет в историю.

Постепенно с развитием исторической науки, и особенно археологии, раскопавшей многое из того, о чем говорится на страницах Ветхого Завета, вердикт ученых мужей утратил часть своей категоричности. Теперь среди начитанных атеистов принято говорить, что составители Библии не всё, но многое выдумали, но сути это не меняет. Вопрос: «Зачем нам читать Ветхий Завет?» здесь всего лишь получает продолжение: «Зачем читать, если там множество ошибок – авторов, переводчиков и переписчиков?»

Ошибка Вольтера

Наука с уверенностью может утверждать, что за двести лет до Рождества Христова были известны Декалог и ряд рукописей других книг, фрагменты которых были обнаружены в палестинском Кумране. Книги Ветхого Завета существовали на древнееврейском и близком ему арамейском языках и переводились нечасто. Наиболее древний, важный и точный перевод Ветхого Завета был сделан в III веке до Р.Х., когда по распоряжению Птолемея II Филадельфа еврейскую Библию перевели на греческий язык. Но чем дальше в глубь веков пытаются заглянуть ученые, тем меньше определенности и больше предположений.

Так, долгое время существовала гипотеза, что во времена Моисея еще не было письменности и, следовательно, Моисей не мог быть автором Пятикнижия. На этой основе была разработана детальная критическая – научная – система авторства, которая выглядела вроде бы правдоподобно – за вычетом нескольких десятков странностей, вроде той, что авторами одного и того же стиха признали трех совершенно разных людей. Но затем археологи обнаружили памятник «черная стела», на поверхности которого сохранились отчётливые клинописные значки. Надпись представляла собой изложение законов Хаммурапи и была нанесена за три века до Моисея. Так что же получается – к моменту его рождения письменность уже давно существовала? Удивительно, но, несмотря на очевидный конфуз, от самой гипотезы до сих пор полностью не отказались.

Столетия за столетиями рождаются и уходят люди; возникают и опровергаются теории, звучат и тают во времени мнения, сомнения… Священное Писание же неизменно и по-прежнему открыто человеку. Вопрос не в том, надо его читать или нет. Верю ли я Богу и хочу ли знать Его? Ветхий Завет – не инструкция, не поэма, не философский трактат и не фантастический рассказ, а Священная история, и ответ на наш вопрос зависит не от наших мнений о достоверности текста, а от наших отношений с Богом.

Касательно же заявления Вольтера заметим: спустя полвека после смерти этого мыслителя Женевское библейское общество приобрело дом, где он жил, и приступило к печати Библии на оставшемся от бывшего хозяина печатном станке.

Андрей Чагинский


duxibukva03
Комментарий

Протоиерей Андрей Лоргус,
клирик храма свт. Николая Мирликийского, что на Трех Горах, писатель, психолог,
ректор Инстититута Христианской психологии, преподаватель и общественный деятель.

Как изучать Ветхий Завет

Ветхий Завет можно изучать самостоятельно, но лучше все-таки найти какие-нибудь курсы или евангельские группы. Особенно важно заниматься с преподавателем, если человек желает изучить Ветхий Завет систематически.

Псалтырь мы читаем на церковнославянском языке, а изучение Ветхого Завета должно происходить на русском. Сложная литература, к которой относится и Ветхий Завет, требует определенного подхода, грамотного, структурного, исторического. Здесь нужен комментарий.

Ветхий Завет – не инструкция, не поэма, не философский трактат и не фантастический рассказ, а Священная история

Поделиться

Комментирование закрыто