ДВЕ ВСТРЕЧИ СО СВЯТИТЕЛЕМ

0

Решением состоявшегося в феврале 2016 года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви архиепископ Серафим (Соболев) прославлен в лике святителей.

Историк Сергей Беляев: «Русские приходы в Болгарии выжили только благодаря мудрости и жизненному опыту архиепископа Серафима»

Эмигрировавший из России в 1920 году владыка Серафим три десятка лет прожил в Болгарии. Его архипастырское служение на Болгарской земле принесло великую пользу Русской Православной Церкви и тем беженцам, страдальцам и изгнанникам, которые оказались в этой стране в очень непростой ситуации (особенно в начале 1920-х годов, когда правительство Стамболийского стало притеснять русских эмигрантов).

serafim01_0516

Однажды мне довелось лично повстречаться с Высокопреосвященным Серафимом, обменяться с ним несколькими фразами и получить его благословение. В июле 1948 года в Москве проходило совещание Предстоятелей и представителей всех автокефальных Православных Церквей. Оно продолжалось около недели и было приурочено ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского. По окончании совещания иноземным гостям, особенно русским людям – представителям зарубежных приходов в юрисдикции Московского Патриархата, – было предложено по их выбору совершить поездки за пределы столицы.

Высокопреосвященный Серафим, рязанец по рождению, выбрал Рязань. В то время здешнюю кафедру занимал епископ Филарет (Лебедев) – человек многотрудной судьбы, родом тоже рязанец. Он с радостью принял своего земляка.

Помимо архиерейской службы и официальных встреч в самой Рязани гостю предложили посетить один из рядовых сельских приходов. Выбор пал на храм Великомученика Георгия Победоносца в пятнадцати километрах от областной столицы – в селе Городище Рыбновского района, на высокой горке над окской поймой. Настоятелем там служил мой отец – протоиерей Алексий Беляев, а вторым священником был иеромонах Авель (Македонов) – впоследствии схиархимандрит, игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, духовник Рязанской епархии, наместник Иоанно-Богословского монастыря. Папа и принимал владыку Серафима.

serafim0516

Помню жаркий июльский день, когда духовенство и верующие собрались у входа в храм, ожидая прибытия архиереев. После краткого общения с духовенством архиепископу Серафиму представили маму, меня и брата с сестрой. Между нами состоялся краткий разговор. Мне тогда было двенадцать лет, каких-то конкретных слов владыки я не помню, но вот облик его, с большой седой бородой, мудрыми и добрыми глазами, остался в моей памяти на всю жизнь. Потом гости вошли в храм, приложились к иконам и совершили краткое молебное пение.

Историк Сергей Беляев

Впоследствии с именем архи­епископа Серафима (Соболева) мне пришлось столкнуться много десятилетий спустя, когда в Институте всеобщей истории Академии наук СССР я возглавлял структуру, занимавшуюся изучением русской эмиграции первой волны. Наиболее щепетильным и неоднозначным вопросом здесь представлялось канонически корректное истолкование существования русских приходов на территории другой автокефальной Церкви. Прежде в истории Православия был известен лишь единственный подобный прецедент: в VII веке, когда сарацины захватили Кипр и перестала существовать Кипрская Церковь, духовенство бежало в Малую Азию и оказалось на канонической территории Константинопольского Патриархата.

В диаспоре русскому духовенству приходилось сохранять свою самобытность и обычаи своего народа, не нарушая общеправославных канонических норм. Благодаря мудрости архиепископа Серафима в Болгарии этот вопрос оказался решен блестящим образом: русские приходы в этой стране получили практически близкий к автономии статус. Сам владыка Серафим вошел в состав Синода Болгарской Православной Церкви. В каждой епархии были созданы русские благочиния, которые, оставаясь в рамках Болгарской Церкви, находились в непосредственном подчинении архиепископа Серафима. Так русское духовенство и русские приходы в Болгарии дожили до Победы 1945 года, когда в новых исторических условиях соответствующие вопросы стали решаться уже иначе.

Сергей Беляев, кандидат исторических наук

СПРАВКА

Святитель Серафим (Соболев)

Родился в Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.

26 января 1908 года на последнем курсе Санкт-Петер­бург­ской духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Его хиротонию во епископа 1 октября (ст. ст.) 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

14 ноября того же года эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года переехал в Болгарию, где возглавил Болгарское благочиние русских приходов.

В 1934 году митрополитом Антонием (Храповицким) возведен в сан архиепископа. В 1935 году дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского. 15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о принятии в Московский Патриархат. 30 октября 1945 года был принял вместе с 7 русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Святителя Николая Чудо­творца в Софии. В июле – августе 1948 года находился в Москве, куда был приглашен для участия в совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей.

Скончался 26 февраля 1950 года в Софии. Погребен в крипте под алтарем Никольского храма.

Поделиться

Комментирование закрыто