ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ РУССКОЙ СВЯТОСТИ

0

Объемная икона в творчестве столичного скульптора Александра Смирнова

Александр Смирнов

Александр Смирнов

«Скульптура – икона для улицы, которая может стоять под открытым небом», – говорит московский скульптор Александр Смирнов, выросший в семье дессинатора – конструктора новых тканевых образцов. Общение с отцом оказало сильное влияние на эстетическое формирование будущего скульптора. Его художественное дарование и любовь к рукоделию проявились рано.

Святитель Николай и корабельщики. Художник Смирнов

Святитель Николай и корабельщики. Художник Смирнов

Однако решение стать профессиональным скульптором созрело не сразу. Еще учась на юрфаке, Смирнов создает рельефы на религиозные темы – «Христос», «Богородица»… В созданном в 1985 году портрете Андрея Рублева святой иконописец запечатлен рядом со своими творениями – стоящими в ряд иконными досками. В его позе заметна некоторая усталость. Но это не расслабленность, а собирание сил для будущих великих свершений. Четыре года спустя после создания бронзовой станковой скульптуры в Нижнем Новгороде появился памятник Андрею Рублеву, изваянный Смирновым из известняка.

Патриарх Тихон. Художник Смирнов Александр

Памяти патриарха Тихона. 1997. Известняк. 210х110х70. Москва, Арт-Музеон.

Душевное состояние, состояние духовного взлета или падения постепенно становится главной темой творчества Александра Смирнова и неизбежно приводит его к христианской тематике. Ставя нравственные проблемы, он постоянно обращается к образам библейских сказаний и притч, к священному преданию. В своем скульптурном творчестве Смирнов исходит из условного языка иконописи. В бронзовой скульптурной группе «Ной» (1990) большая фигура главного героя, воздевающего руки к Богу, возвышается над маленьким ковчегом и помещенными в него крошечными фигурками людей и животных. Тема, которая превращается в метафору плавания по морю житейскому, находит свое развитие в бронзовой скульптурной группе «Никола и корабельщики»(1994). Стоящий на корме маленького кораблика Николай Чудотворец воздетыми к Богу руками как бы хочет обнять терпящих бедствие моряков, в то время как три матроса стоят, тесно прижавшись друг к другу и образуя олицетворяющий соборность монолит. Похожими идеями проникнуты и бронзовая скульптура «На молебне» (2002) с главным моментом богослужения – чтением Евангелия, и деревянный «Батюшка» (1996), сосредоточенный на литургическом священнодействии со створками-крыльями Царских Врат, и напоминающая архаическую народную скульптуру полихромная «Бабушка-причастница» (2001).

Не рыдай Мене Мати. Бронза

Не рыдай Мене Мати. Бронза

Особенно же знаменательна в творчестве Александра Смирнова галерея образов святости. Ее открывает бронзовая скульптура «Не рыдай Мене, Мати» (1994) – поясное изображение усопшего Христа с широким торсом и сложенными на груди крестообразно руками. Но Христос не лежит, а стоит. Это лишь кратковременный сон, за которым неизбежно последует пробуждение и Воскресение. Скульптура «Покров» (2002) изображает Матерь Божию с воздетыми руками. В Ее глазах мысль и молитва. Она идет по облаку, поддерживаемому херувимами. Складки Ее плаща, ложащиеся диагонально, передают ощущение динамизма и мощи Ее заступничества.

Для каждого из изображений угодников Божиих мастер находит свою неповторимую метафорическую трактовку. Так, архиерейское облачение патриарха Тихона расширяется книзу, уподобляя его фигуру колоколу, который будил совесть русских людей в годину лихолетья. Кстати, каменное изваяние святителя ныне стоит в Москве в Саду искусств государственного объединения «Арт-музеон» на Крымском валу.

Алесандр Свирский. 2005. Бронза. 60х60. Валаам, Святой остров.

Алесандр Свирский. 2005. Бронза. 60х60. Валаам, Святой остров.

Огромный творческий заряд мастер получил от посещения Валаама. Под воздействием увиденного в 2005 году Смирнов создал два рельефа, которые органично вписались в духовную и природную среду святого острова. Один из них – образ Христа в терновом венце со скорбным ликом и полуопущенными веками – помещен в средостении большого поминального креста. В глазах Богочеловека прочитывается великая боль и в то же время сознание необходимости и неизбежности вселенской жертвы. Другой рельеф изображает преподобного Александра Свирского. Он располагается у входа в пещеру, где подвизался этот великий святой.

Соединенная с великой скорбью духовная радость отличают скульптурную группу «Посвящение новомученикам Российским» (2009). Она изображает священников и архиереев в полном облачении. Они стоят сомкнувшись, держа в руках евангелия и потиры, а над их головами возвышаются кресты. Но это не только и не столько погребальные символы. Подобные копьям, они превращаются в метафору неразрушимого духовного оружия.

Молитва о путешествующих. 2007. Камень, бронза, дерево. 40х56х20

Молитва о путешествующих. 2007. Камень, бронза, дерево. 40х56х20

К числу излюбленных тем художника относится мотив путешествия. Одна из скульптурных групп так и называется – «Молитва о путешествующих» (2007). Маленькая бронзовая фигурка монаха, вырезанные из дерева стволы и пышная древесная крона и камень, обозначающий почву, по которой пролегает путь. В нижней части камня – рельеф с изображением качающейся на волнах лодки с людьми и летящими чайками.

Церковь, ее архитектура и иконопись была и остается творческим идеалом Александра Смирнова. Ему удалось то, что оказалось не по плечу многим отечественным скульпторам: создать скульптурный пластический эквивалент иконы.

Владимир СОКОЛОВСКИЙ

Справка. Александр Смирнов родился в 1949г. в г. Клинцы (Брянская обл.) После службы в Вооруженных силах учился на юрфаке МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1975г. В 1980г. поступил в мастерскую скульптора Олега Яновского.

Поделиться

Комментирование закрыто