ГДЕ В МОСКВЕ ИЕРУСАЛИМ

0

Рассказ «Где в Москве Иерусалим» – участник литературного конкурса нашей газеты

Вообразите себе скопище маленьких разной высоты
башенок, составляющих вместе куст, букет цветов;
вернее, вообразите себе корявый плод, весь усеянный
наростами, дыню-канталупу с бугристыми боками, или,
еще лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий
своими гранями в солнечных лучах…
Астольф де Кюстин. «Россия в 1839 году»

«С Покрова охотнички запохаживают, собачки заполаивают», – говорил мой дед. Жил он в Архангельской области, в деревне Михайловка, ранее называемой Монастырской, появившейся на месте Уздренской Введенской пустыни. Стояло когда-то в этой деревне два храма: каменный одноглавый с двумя приделами и деревянный пятиглавый с тремя приделами. В деревянном один из приделов – в честь Николая Чудотворца. Много Никольских церквей на Руси, куда ни глянь – все Никола да Никола. Много таких храмов (и деревянных, и каменных) повидал некий Хромушкин, расслабленный, ехавший из Москвы в Уздренскую пустынь по откровению. Привез он две иконы Спаса Нерукотворного и исцелился. А в это время стоял уже в Москве знаменитый Покровский собор. Вышел он из кремлевских стен за ров еще в 1561 году – победитель в Казанском походе Ивана IV.

erusalimmow01

Стоит богатырь, из-под ладони поглядывает на свою землю. Вышел он с дружиною. Девять башенок – девять шапочек – девять богатырских шлемов. Девять приделов, и каждый участвовал в победе. С праздником Троицы связан, например, выход Ивана IV в поход, в Покров состоялся решающий штурм с проломом крепостной стены, в день Киприана и Устинии – окончательное взятие города… И только придел Николы Великорецкого не имеет отношения к Казанскому походу. Народ верит: придел Николы Великорецкого определил сам Господь. Хотели сделать только восемь, а вот он девятый сам сказался. Чудо! Так начинается приращение собора.

Можно вспомнить картину Федора Алексеева «Красная площадь в Москве» (1801 г.) На этой картине, в частности, изображен Покровский собор, и среди его куполов видна главка придела Феодосии Девы. Но он упразднен еще в 1783 году! В чем же дело? Можно, конечно, предположить, что художник реконструировал детали храма по какому-то ранее известному полотну. А может, и это чудо? Может, придел виден только чистому сердцем, как Китеж-град? Тогда должны стоять на своих местах (как минимум!) тринадцать приделов. Среди них и церкви «на Рву», расположенные когда-то между Спасскими и Никольскими воротами, а в конце ХVII века перенесенные и выстроенные около Покровского собора: Параскевы Пятницы; Василия Кесарийского; Богоявления Господня; преподобномученицы Феодосии Девы; Рождества Богородицы с двумя приделами (Зачатия св. Анны и Всех святых); Рождества Христова; Николая Чудотворца; Положения Ризы Богоматери; Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Сергия Радонежского; евангелиста Марка.

Есть еще придел Василия Блаженного. А то, что Ризположенская церковь позднее переосвящена в честь Рождества Богородицы и широко известна как придел Иоанна Блаженного? Не стоит забывать, что при ремонте храма в ХVIII веке по просьбе жертвователей придел Киприана и Устинии был переосвящен во имя святых мучеников Адриана и Наталии (1786 г.), а Григория Армянского – во имя Иоанна Милостивого (1788 г.) Лично я уже сбился со счета. Но и это еще не все! В начале XIX века Покровскому собору приписали две часовни, выстроенные с обеих сторон от Спасских ворот: Великого Совета Ангел и Великого Совета Откровение. А в 1770 году разобраны два кремлевских собора (один – во имя Александра Невского, второй – Михаила и Фео­дора Черниговских), и их иконостасы украшают Покровский собор! А временные деревянные храмы на месте Покровского собора – Троицкий (1553 г.), Покровский с приделами (1554 г.) и во имя Николы Великорецкого (1555 г.)?

Нельзя забывать и об иконах, и о людях. Хотя бы те же самые жертвователи Н.М. Хрущева и И.Е. Кислинский, по просьбам которых переименовали в свое время два придела. Не будь их, не знаю, что бы стало с храмом. А Иоанн Кузнецов, который не бросил храм с приходом к власти большевиков? Да мало ли таких людей?

Не разрушили храм ни Наполеон, ни Гитлер, ни революция, ни советская власть. Был он ранен, изуродован, испоганен, но восстанавливался, возрождался, воскресал. И стоят все эти приделы, видны все главки, на всех колокольнях гудят колокола!.. Все люди, что остались, стоят и молятся. Недаром так много названий у нашего храма: Святой Троицы, Василия Блаженного, Иоанна Блаженного, На Рву (на рубеже стоит богатырь), Иерусалим, Покрова. В свой праздник – свой придел-именинник!

Иностранцы называли его Иерусалимом. В самом деле: столько церквей в одном месте, столько главок; и все они связаны, переплетены между собой. Впору заблудиться. Стой же, стой, Иерусалим! Стой, Покровский собор!

Конечно, самое правильное название нашего собора – в честь Покрова Божией Матери. Самые любимые заступники у русского народа – Николай Чудотворец и Божия Матерь. Не просто так ежегодно на праздник Покрова почти три с половиной века подряд шел крестный ход из Успенского собора в Покровский. Божия Матерь вознеслась и вот уж Покров свой раскрыла над христианами. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь <…> все покрывает» (1 Кор. 13)!

Об авторе: Сергей Мурашев
Каргополь, Архангельская область родился в 1979 г., работает корреспондентом в Издательском доме «Каргополье».

Поделиться

Комментирование закрыто