ГЕРОЙ – СМЕХ

0

12 и 13 июля на сцене Государственного культурного центра-музея В. Высоцкого состоялась премьера спектакля «О любви и не только» по ранним рассказам А. П. Чехова.

Михаил Щепенко: «Чехов препарирует любя»

В новом спектакле любимого столичной публикой Театра русской драмы разговор идет не только о любви, а, вернее, не столько о ней, сколько о старых как мир отношениях между мужчиной и женщиной.

О грядущей премьере «ПМ» рассказал художественный руководитель и главный режиссер театра Михаил Щепенко.

– Который раз вы уже ставите Чехова?
– По-моему, это седьмая по счету постановка. Антон Павлович нам удивительно близок, он стал «своим» автором. Длительная история чеховских постановок (инсценировок самых разных рассказов, а также водевильных воплощений) доказала это совершенно определенно. Да и потом, современный театр должен расти и воспитываться именно на чеховской школе. Увы, сам писатель мало высказывался о своем творчестве. Но в одном из писем проговорился, что его основная идея – бессилие добра в душе среднего человека. Это настоящая, подлинная трагедия. Чехову жаль человека, у которого внутри есть добро, но при этом оно бессильно. И положительный герой тоже есть у Чехова – это смех. Тут и о Гоголе, разумеется, нельзя не вспомнить. Автор «Ревизора», отвечая своим критикам, замечал, что единственный положительный герой его комедии – это смех, которого как раз и не заметили.

– Чехов смеется в том числе и над героем рассказа «Смерть чиновника». Но неужели ему жаль его?! Да он просто издевается над ним!
– Нет. Я так думаю потому, что Чехов не просто христианский автор, но еще и предельно честный писатель, очень чуткий по отношению к тому, о чем он пишет. Да, он препарирует, как кто-то сказал об Антоне Павловиче, но он и приветлив к своему герою. Он его любит! Помните слова Ивана Ильина, что русская культура – это культура любви? Отношения писателя с Церковью, как известно, не были простыми. В детстве Чехов ходил в храм, пел на клиросе, но вот потом… Его нельзя назвать воцерковленным человеком. Впрочем, не созвучна ли сегодняшнему дню сама по себе проблема безрелигиозного сознания в начале прошлого столетия? Распадаются семьи, теряются, утрачиваются нравственные ориентиры. Еще немного, и идеи Маркса, заявленные в современном Чехову «Манифесте», окончательно победят…

– Безрадостно выходит.
– Наш новый спектакль «О любви и не только» – разговор о самой системе взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Эта тема у нас уже возникала в «Муромском чуде», она же в центре пьесы Островского «Сердце не камень» (также из нашего репертуара). Драматург Островский противопоставляет свой идеал – верной жены Веры Филипповны – эмансипированной любовнице Вере Павловне из романа Чернышевского «Что делать?» Чехов, в свою очередь, постоянно задается вопросом любви и не в состоянии предложить ответ. Почему не возникает гармония? Отчего разрушается семья? В чем причина непонимания? Но сам автор и не должен, возможно, отвечать на поставленные вопросы. Он лишь заявляет проблему. Благодаря Антону Павловичу языком его ранних рассказов в новом спектакле мы и пытаемся говорить о духовном и душевном неблагополучии общества.

– Что в дальнейших планах?
– Быть может, удастся поставить действо к 100-летию Поместного собора. А наша молодежь работает над «Волшебной сказкой» Лидии Чарской и над О’Генри. А пока будем смеяться. Нам сейчас это нужно. Такие уж на дворе времена…

Беседовала Инна Стадницкая

Поделиться

Комментирование закрыто