ГЛЯДИ ВЕСЕЛЕЙ

0

Взрослому в общении с детьми можно поддаваться, но нельзя быть скучным

Правильно настроиться на новый учебный год важно и родителям, и детям. Как это сделать и получить от процесса обучения максимум пользы и удовольствия, «Православной Москве» рассказывает духовник Православной школы искусств, настоятель храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне протоиерей Сергий Фейзулин.

— Отец Сергий, летние каникулы закончились, но далеко не все дети сразу успели настроиться на учебу. Отдыхали бы и дальше… Что с этим делать?

— Так далеко не везде. По крайней мере, в нашей школе дети больше на каникулах скучают… Ну а если иначе — придется родителям мобилизовать своих деток. Старайтесь создать бодрую атмосферу, сами будьте сосредото­чены, тогда и детям будет легче.

— Начало учебного года — немалый стресс и для школьников, и для родителей! Мы часто нервничаем из-за невыполненных уроков, потерянных вещей… Как снизить градус напряжения в этот период, чтобы не навредить школьнику?

— Эмоциональный настрой в семье очень важен. Понимающий это родитель не станет выдавать свою раздражительность, преодолевая ее в себе. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но чтобы иметь этот мир, нужно пройти через серьезную борьбу внутри самого себя. Это колоссальное напряжение и большое искусство.

— Как же постичь эту премудрость?

— Веселее глядеть! И это не я придумал, а еще Петр I. В его военном уставе была именно такая команда. Когда угрожала особенная опасность, было очень страшно и тяжело, командир командовал солдатам: «Веселее глядеть!» Вспомните знаменитую картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Конь в ужасе прижал уши и смотрит вытаращенными глазами в пропасть. А полководец сидит как ни в чем не бывало и шутит со своими солдатами. И родителям можно посоветовать действовать так же! Но, конечно, ощущение радости жизни не должно быть придуманным, фальшивым, чем-то заимствованным или нафантазированным. И тогда даже то, что делать не очень хочется, но необходимо, получится делать с легкостью. А ваши дети будут заряжаться позитивом и брать с вас пример.

ПЕДАГОГИ, КОТОРЫЕ НА УРОКАХ ГОВОРЯТ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЕЩИ, ЗАУЧИВАЮТ С ДЕТЬМИ МОЛИТВЫ И ТОЛКУЮТ ВМЕСТЕ ЕВАНГЕЛИЕ, НЕ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ИНТРИГОВАТЬ, СПЛЕТНИЧАТЬ, ОСУЖДАТЬ ДРУГ ДРУГА ИЛИ ВЕСТИ СЕБЯ БЕСТАКТНО

— Как донести до ребенка важность процесса обучения и тем самым повлиять на успехи школьника?

— Вы затронули важнейшую проблему мотивации. Она напрямую связана с самооценкой ученика. Если у него что-то не получается, родителям можно посоветовать пройти этот путь вместе с ребенком: посидеть, позаниматься. Ребенок воспринимает жизнь как игру. Я однажды с внуком играл в баскетбол. Ему очень быстро наскучило, потому что я всегда попадал мячом в корзину, а он нет. Иногда взрослым надо уметь поддаваться, но нельзя быть скучным!

— Как быть, если ребенок плохо учится? И стоит ли по этому поводу сильно переживать?

— Думаю, родителям стоит попытаться понять причину, по которой ребенок не усваивает материал. Иногда это может быть связано просто с особенностью восприятия информации. На кафедре психологии Высшей школы экономики провели исследования особенностей психомоторики при восприятии учебного материала. И выяснили, что фокус внимания у детей проявляется совершенно по-разному. Некоторым детям, чтобы сосредоточенно усваивать учебный материал и концентрироваться на нем, нужно раскачиваться на стуле, другим – жевать что-нибудь, а третьим – рисовать. Тогда острота восприятия у них усиливается. А забери у такого ребенка бумагу и ручку, заставь сидеть спокойно, он и слушать не будет: у него такая психомоторика. Что касается плохих оценок… К примеру, Пушкин в лицее учился очень посредственно, пренебрегал некоторыми науками, а потому в рейтинге учащихся был далеко не на первом месте. Такое случается со многими по-настоящему талантливыми людьми. Но дисциплина и усидчивость очень важны, и школа этому учит. В жизни пригодится умение делать скучные вещи!

— Мы затронули разные аспекты обучения и мотивации. А если говорить о воспитании: есть какой-то универсальный рецепт формирования позитивной личности?

— Думаю, эта задача вполне по силам именно православному образованию, когда руководство и коллектив гимназии прикладывают усилия к тому, чтобы показать детям пример доброго поведения со стороны взрослых. И этот пример обогатит ребенка и поможет ему в восприятии христианских ценностей. Педагоги, которые на уроках говорят какие-то правильные вещи, заучивают с детьми молитвы и толкуют вместе Евангелие, не могут позволить себе, к примеру, интриговать, сплетничать, осуждать друг друга или вести себя бестакт­но по отношению к детям. В нашей школе этому уделяется огромное внимание.

— Что можно назвать самой большой педагогической удачей для учителя православной гимназии?

— То, что ученик, повзрослев, остался в Церкви и стал глубоко верующим человеком. Даже если к этому придет один из десяти наших воспитанников, это уже большая удача. И, конечно, православных гимназий должно быть больше — особенно в Москве. К сожалению, сейчас в семьях дети не всегда могут получить пример любви и настоящей веры. В то же время из жития святых нам известны свидетельства того, как один только текст Евангелия, прочитанный или услышанный, менял жизнь человека. Православная школа дает шанс на преображение, и это шанс мы упускать не должны.

Беседовала Мария Максимова
Опубликовано: Номер 15 -16 (652 — 653) август 2018 года

Поделиться

Комментирование закрыто