Афон глазами русского монаха-паломника ХVIII века
Выставка «Гора великая, высокая и преславная – Афон в рисунках Григоровича-Барского» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева приурочена к тысячелетию русского присутствия на Афоне. Здесь представлена дюжина большеформатных баннеров с рисунками афонских монастырей, сопровождаемых цитатами из путевых записок автора и современными комментариями.
Василий Григорович-Барский родился в небогатой киевской купеческой семье. С самого детства ему была свойственна разносторонняя любознательность и тяга к странствиям. В 14-летнем возрасте он поступил в Киево-Могилянскую Академию по протекции её ректора Федора Прокоповича. Здесь Григорович-Барский успешно учился, однако, дойдя до класса риторики, вынужден был оставить занятия из-за болезни. Вместе со своим другом Иустином , братом архиепископа Варлаама (Леницкого), он отправился во Львов, в то время славившийся искусными лекарями. Подлечившись, Григорович с другом поступили в местную иезуитскую академию, выдав себя за поляков – братьев Барских. Однако очень скоро их обман обнаружился, и они были изгнаны из сего солидного учебного заведения.
В дальнейшем Григорович-Барский сначала в компании с Леницким, а затем и в одиночку путешествовал по Европе, Ближнему Востоку, побывал в Северной Африке… Он лично познакомился с четырьмя православными патриархами, принял монашеский постриг от Патриарха Антиохийского Сильвестра. В совершенстве Григорович-Барский знал латынь, греческий, арабский, понимал по-турецки. Результатом его более чем двадцатилетних странствий стала книга «Путешествия к святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся». Впервые она вышла в 1778 году – уже после смерти автора – и впоследствии неоднократно переиздавалась. Книга отличается настоящим изобилием страноведческого материала в сочетании с занимательностью повествования. Особенно подробно в ней описаны Стамбул, Святая Земля и материалы двух афонских путешествий – 1725 и 1746 годов. Именно во время второго из них и были созданы представленные в экспозиции рисунки.
Нельзя сказать, что они отличаются какими-то выдающимися художественными достоинствами. Однако в них – правда эпохи, скрупулезная точность изображения и обилие зорко подмеченных деталей. На своих рисунках путешественник запечатлел особенности афонской природы, архитектуры, богослужений. Нашлось здесь место и бытовым сценкам, например, покосу или рыбной ловле. Также тут можно увидеть некоторые несохранившиеся памятники афонской архитектуры.
Выставка в музее Андрея Рублева возвращает нам имя незаслуженно забытого, но, несомненно, выдающегося писателя и великого подвижника.
Выставка открыта до 29 ноября с 9 до 21 ч ежедневно, вход свободный.
Владимир Соколовский, искусствовед
Опубликовано: №19 (608) октябрь, 2016 г.