И ОКОЛПАЧЕН БУДЕТ ВРАГ

0

Большой подвиг «Большой главы»

Летом (12 июня – обретение мощей, 3 июля – блаженная кончина) празднуется память знаменитого московского святого XVI века, собеседника царей и любимца простого люда, увы, теперь слегка подзабытого. Звали его Иоанн Московский, Христа ради юродивый, Большой Колпак.

Год рождения блаженного Иоанна неизвестен. Уйдя из родительского дома, святой работал «водоносцем» на вологодских солеварнях и уже тогда изнурял себя строгим постом, спал на камнях, одевался в рубище, а свободное время посвящал молитве. Подвиг юродства он принял в Ростове, живя при Успенском соборе, где «учини себе жилище и постави келию». Известно, что Иоанн был собеседником преподобного Иринарха Ростовского – более того, посоветовал тому носить вериги.

Свой уход в Москву Иоанн объяснил так: «Аз же иду к Москве ко государю земли прошати, что у меня на Москве будут видимых бесей, что в них едва уставятся хмелевыя тычи, и тех Святая Троица силою Своею изженет». Позднее эти слова Иоанна стали считать предсказанием Смуты.

Иоанн поселился у собора Покрова на Рву, часто ночевал на улицах, ходил полуодетый, имел длинные волосы, голову посыпал пеплом или заливал смолой. Под власяницей носил тяжелые вериги с медными крестами, опирался на весомый железный жезл или костыль; дважды в неделю вкушал пищу – гнилой хлеб и воду. Верхней одеждой ему служил валяный «колпак с прочим покрытием тела своего вкупе, свален, а не швен», отчего святой получил прозвища Большой Колпак, Великий Колпак, Великоколпачник, Большая глава. Ожидая начала Литургии, Иоанн бросал «колпак» на землю, вставал на него и молился на виду у прохожих, глядя на солнце (в поздних житийных вариантах «колпак» заменен железной шапкой). Ходя по городу, святой призывал людей к молитве и покаянию, «от многих человек отгна темные духи», несвязно и загадками предсказывал грядущие бедствия.

Вериги. Москва, XVII век. Предположительно, венец, верижный крест и пояс принадлежали святому Иоанну Блаженному. Экспозиция в соборе Василия Блаженного

Английский поэт и дипломат Дж. Флетчер в записках «О Русском государстве» сообщает, что в период его пребывания в Москве (1588-1589) по городу ходил «нагой» юродивый «и восстановлял всех против Годуновых, которых почитают притеснителями всего государства», не называя имени юродивого. Сообщение Флетчера о наготе святого уникально и показывает, что Иоанн подражал святому Василию Блаженному.

Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак 
(икона XVII века)

Согласно житию, накануне своей кончины святой Иоанн пришел в Покровский собор и попросил протоиерея Димитрия подыскать ему место для погребения вблизи гробницы Василия Блаженного. Настоятель позволил блаженному выбрать место, которое святой указал «своим жезлом». Перед преставлением Иоанн пошел через Живой (Москворецкий) мост в «мирскую баню», куда и раньше часто ходил «не телеснаго ради угождения, но конечнаго ради плоти умерщвления». По пути он встретил хромого человека по имени Григорий и во время беседы с ним незаметно наступил на его больную ногу, после чего конечность перестала болеть. Блаженный попросил исцеленного рассказать о чуде настоятелю Покровского собора. В бане Иоанн снял с себя вериги, трижды облился водой, лег на скамью и попросил бывших там людей отнести его тело в Покровский собор и «не хоронити до трех дней».

Отпевал святого Казанский митрополит Ермоген (впоследствии Патриарх, ныне прославленный Церковью как священномученик).

Исцеления у могилы

У мощей исцелился суздалец, сын боярский Е.Г. Протопопов, два десятка лет страдавший от болезни глаз; также выздоровел некий человек, у которого болели ноги. 20 июля 1589 г. (или 20 июня 1590г.) от глазной болезни избавилась москвичка Анна Лукьяновна.

Гробница святого пользовалась большим почитанием у жителей Москвы. В XIX в. с правой стороны у входа в Покровский собор на стене под стеклом было помещено житие Иоанна с описанием 17 чудес.

Иконография

В иконописных подлинниках внешность Иоанна юродивого описана следующим образом: «Подобием старообразен, брада невелика, едва мало знать; главно плешив, лицем морщиноват, власы русы, назад свалися; свита празеленная, пуговицы до полу; в левой руке клюка и колпак велик, ноги босы».

Легенда

Блаженному приписывают частые беседы с будущим царем Борисом Феодоровичем Годуновым и адресованные тому слова: «Умная голова, разумей Божьи дела: Бог долго ждет да больно и бьет». Однако этих известий нет ни в одной редакции жития Иоанна и в других ранних агиографических источниках. Происхождение легенды связано с переосмыслением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В сентябре 1812 г. Покровский собор был разграблен наполеоновскими войсками (тогда же был утрачен колпак, хранившийся при гробнице святого Иоанна). В XIX в. металлическое надгробие под золоченой резной деревянной сенью находилось в приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы на южной стороне, в углу у окна висели вериги блаженного весом 1 пуд 30 фунтов, четки и колпак. В 1876 г. настоятель Покровского собора протоиерей Николай Надеждин и церковный староста А. Лузин подали прошение о переименовании Рождественского придела в придел во имя Иоанна блаженного и свт. Филиппа, митрополита Московского. Имя Иоанна, Христа ради юродивого вошло в Собор Вологодских святых, в Соборы Ростово-Ярославских и Московских святых.

Иван Дмитров

Поделиться

Комментирование закрыто