ИКОНОГРАФИЯ ПАСХИ

0

 СЮЖЕТ, ПРОШЕДШИЙ СКВОЗЬ ВЕКА

заведующий Иконописной школой Московской православной духовной академии, доцент, архимандрит Лука (Головков)

заведующий Иконописной школой Московской православной духовной академии, доцент, архимандрит Лука (Головков)

Войдя на Пасху в храм, на аналое можно увидеть праздничную икону «Воскресение Христово». Как правило, на ней изображен сюжет «Сошествие во ад». Об иконографии центрального события евангельского благовестия и главного праздника Православной Церкви нашей газете рассказал заведующий Иконописной школой Московской православной духовной академии, доцент, архимандрит Лука (Головков).

– Насколько древним является иконописный сюжет «Сошествие во ад»?
– Его предыстория относится к доиконоборческому периоду, но сама иконография, безусловно, сформировалась позднее. Древнейшие известные изображения сошествия во ад относятся к X веку. Они, в частности, имеются в Трапезундском Евангелии и Хлудовской Псалтири. Первое хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, вторая в Государственном историческом музее в Москве. Со времен равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси иконописные сюжеты сошествия во ад появляются в храмах Древней Руси.

– На этой иконе встречаются разные варианты изображения Христа, протягивающего руки и Адаму, и Еве, что символизирует их освобождение из ада. На одних – руки Спасителя протянуты обоим, на других – Он обращен лицом именно к Адаму. Почему?
– Иконография на самом деле разная. Адам и Ева могут быть изображены и по одну сторону от Спасителя и по разные, как слева, так и справа. И если Он протягивает руку Адаму, это не значит, что к Еве это рука символически не обращена. Здесь сказывается традиционная точка зрения на главенство Адама, как первого человека, являющегося прообразом Нового Адама – Христа, о чем поется, например, в песнопениях Великой Субботы.

120336– Нет ли тут символического указания на то, что именно Ева – виновница греха Адама?
– Нет, не думаю. Рядом с Адамом и Евой часто изображены другие праотцы. В лице Адама Бог дарует освобождение из ада им всем.
Глубинный смысл в каждой детали

– Иногда Ева изображена с руками, прикрытыми покрывалом. Как это объяснить?
– Такое изображение встречается достаточно часто. Вообще это – знак благоговения перед святыней, руки закрываются потому, что человек чувствует себя недостойным прикасаться к ней. Уместно предположить, что Ева испытывает подобное чувство, находясь перед воскресшим Сыном Божиим. Этот же символизм заложен в идею архиерейского сулка, то есть платка, через который, архиерей берет свой посох – символ пастырской власти, подчеркивая осознание своего недостоинства в несении этого высокого служения.

– Отчего одеяние Праматери на этой иконе обычно красного цвета?
– Вообще красный цвет – символ плоти, жизни. Возможно, он связан со значением имени Ева – «дающая жизнь».

– Что символизируют скрещенные доски, попираемые Спасителем, а также цепи, клещи, замки и острые орудия, нередко изображаемые у него под ногами?
– Это символ врат адовых, разрушенных Воскресением Христа. Врата – это не просто доски, это еще и запоры, замки. Такое изображение призвано символически указать на разрушенную преграду между миром усопших и миром живых.
Люди на иконе «Сошествие во ад»

– Иногда на такой иконе в ногах Христа виден связанный человек, которого Он поражает нижним концом Креста как копьем. Кого этот человек символизирует? Откуда возникла традиция подобного изображения?
– Связанный и низверженный человек является изображением сатаны или аллегорией ада. Такое изображение есть уже в X веке в Трапезундском Евангелии.

ikonogr– Кого, кроме первых людей, чаще всего изображают очевидцами и участниками сошествия во ад?
– Они никогда не подписываются. Мы можем узнать их только по иконографии. Кроме Адама и Евы всегда присутствует последний ветхозаветный пророк – святой Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон. В большинстве случаев на иконе можно видеть Авеля – он очень узнаваем по своим одеждам. Нередко изображается Моисей со скрижалями. Для Позднего Средневековья эта группа несколько больше. На иконе из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, написанной Дионисием, группа ветхозаветных праведников значительно больше. В частности, за Евой великий древнерусский мастер поместил изображения еще двух святых жен. На этой иконе раскрыта и дополнительная тема. Не только Христос воскрешает праведников для жизни вечной, но Его воскресение дает возможность христианам добродетелями побеждать страсти. На иконе Дионисия в мандорле, сиянии славы Христа, изображены ангелы с надписями добродетелей и с копьями в руках, которыми они попирают демонов, олицетворяющих конкретные страсти. Такое же изображение встречается на более ранней иконе неизвестного иконописца, датированной концом XIV века. Во мраке бездны два ангела связывают сатану, а души людей обращены ко Христу, чая воскресения.

– Как часто этот иконописный сюжет встречается в иконостасах и росписях храмов Москвы?
– Сюжет «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») ввиду своей выразительности и символической глубины был распространен повсеместно во всем православном мире во времена Средневековья. Поэтому чаще всего его можно увидеть в тех столичных храмах, где сохранились древние праздничные ряды иконостасов, созданные не ранее середины XVII века. Среди них, конечно, главные Кремлевские соборы – Успенский и Благовещенский, где молились русские великие князья и цари. «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») помещено также в праздничном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

 Ольга Кирьянова

Поделиться

Комментирование закрыто