ИНОСТРАНЦЫ В МОСКВЕ

0

1620140

Москва издавна вызывала интерес у зарубежных гостей. Первые упоминания об иностранцах в столице относятся к XIV веку.

Но достаточно активно посещать Москву начали со времени правления Ивана III, при котором город значительно расширился, окреп и стал столицей Русского государства. Здесь появились итальянцы, греки, немцы, начали приезжать послы от западноевропейских государей. И все-таки это пока были, по большей части, деловые визиты. Для того чтобы просто увидеть Москву, полюбоваться ее красотой, проникнуться духом, познакомиться с культурой, традициями, иностранные гости стали приезжать значительно позднее – спустя пару веков. Говорили и писали разное: одни отмечали неустроенность жизни горожан и довольно суровые нравы, другие – непредсказуемость русских государей и плохие дороги, третьи – насколько разнятся обычаи, учреждения, воинские уставы, религия.

Как сильно изменился город с тех давних времен и что гости говорят о Москве теперь?
Игумения Ксения (Константиниду), монастырь св. Григория Паламы (Греция)

1620142

Игумения Ксения (Константиниду), монастырь св. Григория Паламы (Греция)

– Что Вас привело в Москву?
– Меня привела любовь к православной России. Несколько русских игумений посетили наш монастырь, между нами установились прекрасные духовные отношения. По ответному приглашению мы решили приехать в Москву. И Вы знаете, такое ощущение, что мы приехали к родным людям! И конечно же мы приехали, чтобы попросить молитв у святых, которые есть в Русской Церкви.
– Что Вы уже успели посмотреть в Москве?
– Мы ездили к блаженной Матроне Московской, были в Храме Христа Спасителя, в Марфо-Мариинской обители, в Зачатьевском монастыре.
– Матушка, что Вас тронуло в православной Москве? Что-то удивило или, может быть, расстроило?
– Это сложный вопрос. Мы не так много времени здесь, и сейчас рано делать выводы. Мы были не только в Москве, мы посетили Петербург, были в Оптиной пустыни и в Малоярославце. Нам очень сложно привыкнуть к русскому пению, которое очень отличается от византийского. Для нас это чувствительная разница. Впечатлило благочестие русского народа, люди поразительно внимательны на службах. Мы очень любим русский народ и преклоняемся перед ним, помня, что довелось русскому народу претерпеть в течение семидесяти лет безбожной власти.

Оливи Морин (Лион, Франция)

– Вначале я заинтересовалась русским Православием благодаря Литургии. Наша католическая литургия после II Ватиканского собора обеднела, Православие же сумело сохранить красоту и мирный дух, который помогает воцерковленному человеку молиться.
Когда я пришла в первый раз на православную Литургию, меня поразило то, как люди меня приняли, сразу заинтересовались, по-настоящему тепло отнеслись. Я обнаружила там другой взгляд на ряд моментов. Например, на отношения между человеком и природой.
Между нами, православными и католиками, есть разница в понимании роли государства, какие связи оно должно иметь с Церковью. Часть католиков считает, что Церковь должна быть над государством, для православных это, видимо, не так. Из-за этих разногласий нам трудно понять друг друга.
Здесь, в Москве, я побывала во многих монастырях и храмах, мне близка русская церковная архитектура. В Париже я часто бываю на службе в Сергиевском храме.

1620145
Даниэл Бартал (Будапешт, Венгрия), студент Оксфорда

Даниэл Бартал (Будапешт, Венгрия), студент Оксфорда

– Лето 2014 года. Я вновь в Москве. Второй раз. Уже знакомые улицы, старинные дома. Арбат, Красная площадь. Как и в Будапеште, все спешат, бегут по делам. Прогуливаются по городу туристы.
В этот раз я побывал в Литературном институте и в библиотеке «Дом Лосева», где сотрудник провел небольшую экскурсию, поведал о судьбе русских философов. Особенно заинтересовали книги А.Ф. Лосева по философии математики. А в институтском дворике остановился и заговорил с нами проходивший мимо человек, спрашивал про учебу и впечатления о пребывании в Москве. Оказалось, это ректор института – профессор Б.Н. Тарасов. Обычно высшее начальство недоступно, сидит где-то далеко. Но в России все по-другому.
Вечером я побывал в православном храме святителя Иннокентия в Бескудниково. Горящие свечи, лики святых, тихое неспешное пение… Слов я не понимал, но почувствовал, что есть нечто, что существует за пределами моего разума и видимого опыта. Я думал, зачем мы пришли на землю и куда идем, и, вглядываясь в иконы, золотистые нимбы и строгие лики, впервые ощутил, что обыденная жизнь осталась где-то далеко, за дверью, в другом мире. Здесь было что-то иное. Тайна. Новое состояние души. Какое именно? Сложно сказать. Запомнилась икона последнего русского царя с семьей. История России проявляется не только на страницах книг, в архитектурных памятниках, песнях или картинах. Но и в Церкви. Прежде всего. Было бы интересно проследить, какие люди стали святыми и почему.

Елена Котелкина, Владимир Монастырев и Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто