ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ: СЛАБОХАРАКТЕРНЫЙ КРЕМЕНЬ

0

Почему у пьяниц очень большая сила воли и что с ней делать

Любая тропинка, ведущая к Богу, тем более из дремучего леса алкоголизма, наркомании или другой страсти, одаривает идущего по ней благодатным внутренним ощущением свежести. И ещё – помощью в преодолении препятствий, которые на ней встречаются как грибы после дождя. Но порой барьеры кажутся слишком высокими, овраги – пропастью, солнце – холодным, люди – злыми и т.д. И множатся сомнения, и постоянно нашёптывают: сверни с дорожки, убеги обратно в лес, не по силам тебе этот путь! Одним из таких сомнений, с которым пришлось столкнуться в лоб, поделюсь отдельно.

Существует такое суждение: просить помощи в Церкви – удел слабых. Когда речь заходит об алкоголиках или наркоманах, очень многие небезосновательно твердят: это люди слабохарактерные, и сами себе они помочь не могут. Такой подход во многом справедлив. Но привести он может к ложным толкованиям. Например, на людей, попросивших помощи свыше, навешивается ярлык – безвольные. Кажется, трудно с этим не согласиться. Однако существует утверждение, которое приходилось слышать от психологов и психиатров, от некоторых священников: в большинстве своём пьяницы – потенциально обладающие очень крепким (можно сказать, волевым) характером люди.

Парадокс? Ошибка профессионалов? Нисколько, если это рассуждение применяется к тем, кто решил идти к трезвости, но периодически на этом пути падает.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Катастрофы, стихийные бедствия, войны, серьёзные проблемы в повседневной жизни, в общем, все ситуации «из ряда вон» почти со стопроцентной гарантией заставляют людей молиться. Чувство страха у трезвого человека активизирует все жизненные силы для поиска путей для спасения. Для алкоголика такие пути не видны по определению: в тумане пьянства всякий инстинкт самосохранения растворяется. Поэтому как правило и отпадает желание молиться, то есть ратовать, бороться, просить за спасение души. Да и словосочетание такое – «спасение души» – из лексикона автоматически исчезает. И это притом, что собственные души пьяниц и наркоманов находятся именно на лезвии ножа, который через пагубные привычки натачивает страсть до смертоносной остроты на протяжении многих лет. Такая картинка возникала у меня, когда я переосмысливал своё разгульное прошлое и представлял состояние своей души, которую ежедневные пьянки нагло и больно пихали в бок, подталкивая к гибели.

Но вот совершается чудо, о котором мечтали и просили все близкие: человек «завязывает». Мало того, он начинает ежедневно молиться, ходить в церковь не по прихоти, а как обретающий Бога человек. Вот тут знакомые начинают судачить: «Кажется, он немного двинулся рассудком, в праведники «записался». Впрочем, что с него взять: пил-то ого-го сколько, а теперь ищет уверенности на небесах. Ослабла воля-то!».

За рассуждающих так людей стоит помолиться, чтобы истинная картина им наконец открылась. Первое, что приобретает пришедший к Богу бывший пьяница или наркоман – чувство ответственности. Не только за других, но, что важнее, за себя самого – вернее, за жизнь, которая ему Богом дарована. Неимоверных трудов стоит усмирить свои желания, которые постоянно и настойчиво твердят: «Ну что ты постоянно заморачиваешься, ограничиваешь себя? Наслаждайся жизнью по поводу и без, во всех её проявлениях!». Оценить до конца внутренние усилия человека окружающие в подавляющем большинстве случаев не в состоянии. «За кадром» остаётся самое главное – борьба человека с самим собой за спасение собственной души.

Главный вопрос «повестки дня»: может ли безвольный субъект вести такую борьбу? Ответ представляется очевидным: «нет». Но воля не может появиться просто так на пустовавшем долгое время месте. И молится человек Богу, вознося хвалу Ему за обретение внутренней силы, прося того, чтобы не потерять её в дальнейшем. Безволие, говорите? Чего-то не похоже…

Только для души человека, ставшего обладателем сильной воли, существует очень опасная ловушка, в которую сам я не попал только чудом. Становясь сильным, человек как быстро привыкающий ко всему хорошему индивид так же быстро забывает, благодаря чему и Кому он стал таким. Самооценка вырастает до того, что линия подбородка постоянно остается параллельной земле. Позиционирующий себя как личность во всём самодостаточную, человек довольно быстро превращается в личность во всём самодовольную. И опять начинаются «танцы на краю». Только теперь душу в бездну толкают ежедневные вопросы: «Зачем нужен Бог, если я САМ прекрасно справляюсь? Зачем мне общаться с безвольными алкоголиками (бывшими, действующими – не важно!), если я сам уже доказал себе и окружающим, что весь соткан из воли?».

На этом споткнулся и поломался не один человек. Ваш покорный слуга молитвами близких устоял, и стал воспринимать свой отказ от алкоголя не как собственный подвиг, а как дар, который был приобретён через «безвольных алкоголиков» и который надо беречь и за который надо до конца своих дней благодарить… Кого? Думаю, вы и без меня уже догадались. Слава Богу за всё!

Никита Вятчанин

Поделиться

Комментирование закрыто