КАК ИМПЕРАТРИЦА АРХАНГЕЛОВ СПАСАЛА

0

«От дождя бывает теча сквозь своды в церковь и на царские гробы»

Здания, как и люди, живут полноценно до тех пор, пока находятся в гуще событий. Когда жизнь замирает, настает запустение с последующим разрушением. Именно это едва не случилось в XVIII столетии с Московским Кремлем, когда столица переместилась в Санкт-Петербург, а о древнем первопрестольном граде вспоминали лишь перед очередной коронацией.

Пока царица не распорядится…

В кремлевских соборах и в домовых церквах Большого дворца богослужения продолжались. Но совершались они крайне редко, сами же здания ветшали и разрушались. Так, в 1721 году причт Архангельского собора доносил Святейшему Синоду, что на соборе «кровли весьма обветшали и от той ветхости от дождя бывает теча сквозь своды в церковь и на царские гробы, и от той превеликой мокроты из сводов кирпич с известью валится». Решение Правительствующего Сената неизвестно: документов, свидетельствующих о реакции, нет.

Вид города Москвы с балкона императорского Дворца XVIII в.

Обычно реставрационные работы становились следствием высочайших распоряжений. В 1733 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны об отпуске денег на починку и украшение икон в Архангельском соборе и других храмах. В 1737 году по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны производился ремонт ветхостей в соборе после пожара. В 1741 г. чинили царские двери, местные иконы, портреты князей на досках и стенах и рассевшуюся в двух местах сверху донизу западную стену.

ОСНОВЫВАЯСЬ НА СМЕТЕ, МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ: ПИСАЛИ В ТЕХНИКЕ ТЕМПЕРЫ, А НА ЗОЛОТЕ НЕ ЭКОНОМИЛИ

Протекавшую крышу отремонтировали только в 1750 – 51 гг. под руководством выдающегося архитектора князя Дмитрия Ухтомского «на основании доношений протопопа Московскаго Архангельскаго собора Иоанна Комаровскаго, ключаря Петра Алексеева с братиею». Тогда, видимо, были подложены две арки и южный цилиндрический свод. Эти участки стенописи, утратившие первоначальный красочный слой в связи с перекладкой основы, расписали заново. Сейчас, когда раскрыты сохранившиеся росписи середины XVII века, они выделяются своей стилистикой: фигуры апостолов на арках мельче, чем на остальных стенах, манера живописи неуверенная, имена апостолов искажены. Любознательный читатель может постараться найти их.

Никакого масла!

Архиепископ Амвросий Московский (Зертис-Каменский)

Так продолжалось до того момента, как Екатерина Великая, еще при своей коронации заметившая плачевное состояние Кремля, не распорядилась отремонтировать Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, поновив в них также росписи, причем в древней манере – водяными красками и никак не маслом. Началось все с архитектурных работ. Перед глобальным   поновлением живописи в Архангельском соборе были сделаны новые железные связи, видимо, тогда же подкружалена железным каркасом западная подпружная арка центрального купола. Наблюдать за работами поручили в 1770 г. московскому архиепископу Амвросию (Зертис-Каменскому), а от Сената – Григорию Николаевичу Теплову. Было предложено поручить возобновление стенописи в соборах только лицам духовного звания, собранным из различных епархий. В документах их именуют «священнохудожниками».

К сожалению, первичную реставрацию удалось осуществить только год спустя. В Москве началась эпидемия, унесшая много человеческих жизней, в том числе архиепископа Амвросия. После его гибели (16 (27) сентября 1771 года поновлением стенописи в соборах руководил епископ Крутицкий Самуил (Миславский).

Преосвященному Самуилу пришлось снова собирать команду художников: во время простоя по причине эпидемии многие из них разошлись, не имея ни работы, ни средств к существованию. Работы начались 30 июля и финишировали 28 сентября 1772 г. Согласно рапортам, занято в них было 164 человека. Основываясь на смете, можно утверждать, что писали в технике темперы, а на золоте не экономили.

Образы новых святых

Епископ Крутицкий Самуил (Миславский)

О поновлении на южной грани северо-восточного столпа около изображения Константина Ярославича (в записи – Всеволода Ярославича) написано следующее: «сей святого архистратига Михаила архангела храм, возобновлен иконным и стенным писанием, повелением благочестивейшей государыни императрицы Екатерины II самодержицы Всея России, при наследнике ея благоверном государе, цесаревиче, великом князе Павле Петровиче в лето от сотворения мира 7281 от воплощения Бога – Слова 1772». Другая надпись об этом событии сделана белой краской на пятой снизу балке за иконостасом со стороны жертвенника: «Возобновляли в сем соборе разных епархиев попы, да диаконы, да дьячки, да пономари в ΑΨΟΒ/ 1772/ в августе месяце, а всех иконников было 120 человек».

Преосвященный Самуил составил полную опись сюжетов, которая сохранилась в Российском государственном архиве древних актов. Например, были изменены именующие надписи около некоторых фигур, а в алтаре появились новые фигуры святых, канонизированных после 1547 г. (например, свт. Димитрий Ростовский). После этого росписи в соборе поновляли только в 1826 году: они закоптились от свечей, горевших при гробе с телом почившего императора Александра I.

История ремонтов Архангельского собора в XVIII столетии замечательно иллюстрирует самую суть той эпохи в России. С одной стороны, это тяжелый для Церкви Синодальный период, время переноса столицы, и обусловленное этим запустение древнего Кремля. С другой стороны, пришедший на смену забвению интерес императрицы Екатерины Великой к состоянию кремлевских соборов, желание сохранить их исторический облик, продуманный подход к осуществлению запланированного, с подбором художников и традиционной техники – все это приметы эпохи Просвещения в самом лучшем смысле этого слова.

Юлия Бузыкина
Опубликовано: №23 (636) декабрь, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто