«От дождя бывает теча сквозь своды в церковь и на царские гробы»
Здания, как и люди, живут полноценно до тех пор, пока находятся в гуще событий. Когда жизнь замирает, настает запустение с последующим разрушением. Именно это едва не случилось в XVIII столетии с Московским Кремлем, когда столица переместилась в Санкт-Петербург, а о древнем первопрестольном граде вспоминали лишь перед очередной коронацией.
Пока царица не распорядится…
В кремлевских соборах и в домовых церквах Большого дворца богослужения продолжались. Но совершались они крайне редко, сами же здания ветшали и разрушались. Так, в 1721 году причт Архангельского собора доносил Святейшему Синоду, что на соборе «кровли весьма обветшали и от той ветхости от дождя бывает теча сквозь своды в церковь и на царские гробы, и от той превеликой мокроты из сводов кирпич с известью валится». Решение Правительствующего Сената неизвестно: документов, свидетельствующих о реакции, нет.
Обычно реставрационные работы становились следствием высочайших распоряжений. В 1733 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны об отпуске денег на починку и украшение икон в Архангельском соборе и других храмах. В 1737 году по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны производился ремонт ветхостей в соборе после пожара. В 1741 г. чинили царские двери, местные иконы, портреты князей на досках и стенах и рассевшуюся в двух местах сверху донизу западную стену.
ОСНОВЫВАЯСЬ НА СМЕТЕ, МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ: ПИСАЛИ В ТЕХНИКЕ ТЕМПЕРЫ, А НА ЗОЛОТЕ НЕ ЭКОНОМИЛИ
Протекавшую крышу отремонтировали только в 1750 – 51 гг. под руководством выдающегося архитектора князя Дмитрия Ухтомского «на основании доношений протопопа Московскаго Архангельскаго собора Иоанна Комаровскаго, ключаря Петра Алексеева с братиею». Тогда, видимо, были подложены две арки и южный цилиндрический свод. Эти участки стенописи, утратившие первоначальный красочный слой в связи с перекладкой основы, расписали заново. Сейчас, когда раскрыты сохранившиеся росписи середины XVII века, они выделяются своей стилистикой: фигуры апостолов на арках мельче, чем на остальных стенах, манера живописи неуверенная, имена апостолов искажены. Любознательный читатель может постараться найти их.
Никакого масла!
Так продолжалось до того момента, как Екатерина Великая, еще при своей коронации заметившая плачевное состояние Кремля, не распорядилась отремонтировать Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, поновив в них также росписи, причем в древней манере – водяными красками и никак не маслом. Началось все с архитектурных работ. Перед глобальным поновлением живописи в Архангельском соборе были сделаны новые железные связи, видимо, тогда же подкружалена железным каркасом западная подпружная арка центрального купола. Наблюдать за работами поручили в 1770 г. московскому архиепископу Амвросию (Зертис-Каменскому), а от Сената – Григорию Николаевичу Теплову. Было предложено поручить возобновление стенописи в соборах только лицам духовного звания, собранным из различных епархий. В документах их именуют «священнохудожниками».
К сожалению, первичную реставрацию удалось осуществить только год спустя. В Москве началась эпидемия, унесшая много человеческих жизней, в том числе архиепископа Амвросия. После его гибели (16 (27) сентября 1771 года поновлением стенописи в соборах руководил епископ Крутицкий Самуил (Миславский).
Преосвященному Самуилу пришлось снова собирать команду художников: во время простоя по причине эпидемии многие из них разошлись, не имея ни работы, ни средств к существованию. Работы начались 30 июля и финишировали 28 сентября 1772 г. Согласно рапортам, занято в них было 164 человека. Основываясь на смете, можно утверждать, что писали в технике темперы, а на золоте не экономили.
Образы новых святых
О поновлении на южной грани северо-восточного столпа около изображения Константина Ярославича (в записи – Всеволода Ярославича) написано следующее: «сей святого архистратига Михаила архангела храм, возобновлен иконным и стенным писанием, повелением благочестивейшей государыни императрицы Екатерины II самодержицы Всея России, при наследнике ея благоверном государе, цесаревиче, великом князе Павле Петровиче в лето от сотворения мира 7281 от воплощения Бога – Слова 1772». Другая надпись об этом событии сделана белой краской на пятой снизу балке за иконостасом со стороны жертвенника: «Возобновляли в сем соборе разных епархиев попы, да диаконы, да дьячки, да пономари в ΑΨΟΒ/ 1772/ в августе месяце, а всех иконников было 120 человек».
Преосвященный Самуил составил полную опись сюжетов, которая сохранилась в Российском государственном архиве древних актов. Например, были изменены именующие надписи около некоторых фигур, а в алтаре появились новые фигуры святых, канонизированных после 1547 г. (например, свт. Димитрий Ростовский). После этого росписи в соборе поновляли только в 1826 году: они закоптились от свечей, горевших при гробе с телом почившего императора Александра I.
История ремонтов Архангельского собора в XVIII столетии замечательно иллюстрирует самую суть той эпохи в России. С одной стороны, это тяжелый для Церкви Синодальный период, время переноса столицы, и обусловленное этим запустение древнего Кремля. С другой стороны, пришедший на смену забвению интерес императрицы Екатерины Великой к состоянию кремлевских соборов, желание сохранить их исторический облик, продуманный подход к осуществлению запланированного, с подбором художников и традиционной техники – все это приметы эпохи Просвещения в самом лучшем смысле этого слова.
Юлия Бузыкина
Опубликовано: №23 (636) декабрь, 2017 г.