КАК МАКСИМ ГОРЬКИЙ СПАС «РУСЬ УХОДЯЩУЮ»

0

Самые известные работы Павла Корина на выставке к 125-летию со дня рождения художника 

«Дух в человеке – главное… Поэтому я ищу в жизни людей, в которых сильно духовное содержание, и пишу их». Так формулировал  свое творческое кредо выдающийся русский художник Павел Корин (1892 – 1967). На выставке его работ в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу можно увидеть 18 произведений самого Корина и две работы Михаила Нестерова, его друга и наставника, –  «Портрет Павла Корина» и «Портрет братьев-художников Павла и Александра Кориных». 

П. Корин. Триптих «Александр Невский» (фрагмент)

Одно из самых известных творений Корина – триптих «Александр Невский», написанный в разгар Великой Отечественной войны. Созданный в нем образ святого князя, мужественного и необоримого защитника земли Русской от иноземных захватчиков, вдохновлял советских бойцов, одержавших величайшую в истории нашей страны Победу.  

Корин был замечательным мастером портрета. В незабываемом 1945-м он специально ездил в Германию, чтобы написать портрет маршала Жукова. Полководец высоко оценил работу художника. Когда работа была готова, маршал сказал: «Мне нравится. Спасибо. И лицо такое полевое!» «А что значит “полевое”?» – поинтересовался Корин. «Такое, какое бывает на поле битвы», – последовал ответ.  

«Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии “уходящее”. Когда все пройдет, то самое хорошее и главное – оно все останется»

Особое место занимают портреты-эскизы к главному труду Павла Дмитриевича «Русь уходящая». Замысел грандиозного полотна родился у Корина в 1925 году под впечатлением от прощания с почившим Патриархом Тихоном. «Это реквием, Церковь вышла на свой последний парад», –резюмировал свои впечатления художник своему другу и наставнику Михаилу Нестерову, который также присутствовал на отпевании и погребении Предстоятеля. Первоначально полотно так и называлось – «Реквием», но Максим Горький предложил название «Русь уходящая» и тем самым дал, по выражению Корина, «охранную грамоту» картине. Корин работал над ней с 1925 по 1959 год. Задуманное художником полотно должно было увековечить уходящую, старую Русь. Художник говорил: «За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей. Я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии. Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии “уходящее”. Когда все пройдет, то самое хорошее и главное – оно все останется».  

П. Корин. Портрет А.М. Горького

Волею судеб художник не сумел завершить работу над этой картиной. Тем не менее, каждый оставшийся этюд и эскиз к ней воспринимаются как законченное произведение. Выразительны портрет схиигумении Фамари (Марджановой), канонизированной Грузинской Православной Церковью, иеромонаха Феодора (Богоявленского), причисленного к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской…  

Интересно, что на эскизе полотна «Русь уходящая» тогда еще иеромонах Пимен (Извеков) изображен на переднем плане. В этом смысле картина оказалась провидческой: владыка Пимен стал Патриархом в 1971 году – уже после кончины художника… 

Выставка открыта до 15 апреля. Адрес: Крымский Вал, д. 10  

Справка

Павел Дмитриевич Корин родился в Палехе в семье потомственных иконописцев. В 11-летнем возрасте поступил в Палехскую иконописную школу. По ее окончании работал в Донской иконописной палате в Москве. В этот период состоялось знакомство Корина с М.В. Нестеровым, по рекомендации которого Павел Дмитриевич поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями Корина были такие мастера, как К.А. Коровин и Л.О. Пастернак. В 1911 году он был помощником Нестерова в работе над росписью Покровского собора Марфо-Мариинской обители. В Москве Корин сначала поселился в одном из старинных домов на Арбате, а в 1933 году по протекции Максима Горького получил мастерскую по Малой Пироговской, 16. Ныне по этому адресу находится Дом-музей Павла Корина, где хранятся его собственные работы, а также собранная им богатейшая коллекция древнерусской иконописи.  

Корин был также выдающимся реставратором, вернувшим первозданный вид спасенным советскими войсками шедеврам Дрезденской картинной галереи, а также росписям Васнецова и Нестерова во Владимирском соборе в Киеве. 

Владимир Соколовский
Опубликовано: №5 (642) март, 2018 

Поделиться

Комментирование закрыто