Школьники пишут о вере
Мне доводилось быть членом жюри в разных конкурсах. Скажу честно: нигде не встречала столь серьезной работы с поступившими сочинениями. Дело отнюдь не ограничилось прочтением с рецензиями и присуждением баллов. Каждое сочинение на условиях анонимности поступало сразу нескольким экспертам. Затем мы собирались в Издательском совете Русской Православной Церкви и подводили итоги голосования.
Часто мнения совпадали, иногда нет. Например, одну из работ я оценила максимальным баллом. Такую же оценку дал и второй эксперт. А вот два других члена жюри щедро поставили… баранки.
На что я обращала внимание в первую очередь? Традиционно на язык, сюжет, продуманность композиции, наличие характеров у героев, колорит, речевые особенности. Например, в рассказе «Вера» характер героя дан в развитии, показан его переход от неверия к вере, причем наглядно – через события. Одни авторы обращаются к редким темам (жизни и творчеству поэта Гервасия Псальмова, подвигу графа-мученика Александра Медема), другие – к сложным социальным и психологическим сюжетам. Так, рассказ «В начале было слово» знакомит нас с мальчиком-сиротой, который сбежал из детского дома и оказался затем в православном приюте. «Он приготовился увидеть ее пьяную, некрасивую, с дурным запахом, но родную. Обнять ее, прижаться и почувствовать до боли знакомое тепло», – так маленький герой ожидает встречу с матерью. Вот она, природа подлинной любви, что не взирает на внешность и добродетели… Но как редко об этом пишут!
Из недостатков, присущих уже претендовавшим на выход в финал работам, я бы отметила следующие. Во-первых, это привязанность к шаблонам – не только художественным, но и в смысле содержания. Например, размышления на патриотическую тему нередко ведутся одними и теми же словами. Второй момент – как ни странно, морализаторство. Во многих очных, финальных сочинениях мы отмечали эрудированность, способность привлекать исторический контекст, свежесть взгляда, хотя попадались и конкурсанты, у которых восприятие реальности совсем не молодежное, здравое, а какое-то болезненно-старческое.
Анастасия Чернова, кандидат филологических наук, член Союза писателей России
Фото сайта letogospodne.ru
Опубликовано: № 8 — 9 (645 — 646) май, 2018 г.
Справка
На Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» в этом сезоне поступило более 1200 заявок от школьников из 62 российских регионов, а также из Молдовы, Украины, Белоруссии, Казахстана и Донецка. В финал конкурсной комиссией были приглашены 36 участников, подготовивших самые интересные, творческие и самобытные работы.
Лауреаты сезона – 2018
Шестые-седьмые классы:
Дарья Малейкович, Негневичская средняя школа Новогрудского района Гродненской области, Беларусь
Восьмые-девятые классы:
Ксения Якимова, средняя образовательная школа № 5 (корпус 2) города Тюмени
Десятые-одиннадцатые классы:
Иветта Меликян, православная Свято-Никольская классическая гимназия города Кисловодска Ставропольского края