КАТЕХИЗАЦИЯ: НЕ НАВРЕДИ!

0

Привлекает любовь, законничество отталкивает

…Один священник говорил проповедь про евангельского Пастыря, Которого овцы узнают по голосу (Ин. 10, 3–4). 19_00003И сказал, что на Востоке такие овцы, что не надо их выгонять кнутом или палкой, как это здесь, в России, делается, а пастух идет впереди, и они за ним сами. Батюшка был сам, похоже, с Востока – смуглый, и как-то верилось про чудесных восточных овец. Народ вздыхал сокрушенно. Много воды с тех пор утекло, а помнится, было какое-то смутное чувство обиды за «наших»: что же у нас и овцы даже такие бестолковые, что все надо палкой?!

Я сам тогда недавно крестился и, конечно, без всякой катехизации. Священник повздыхал о моем неразумии и, что удивительно, крестил. Так я из храма не шел, а летел. Без преувеличения, как на крыльях. Пишу «удивительно», потому что батюшка этот был немножко законник, как впоследствии выяснилось. И причастить меня этот батюшка побоялся, так как я ничего не знал. Но, по милости Божией, я в скором времени попал через добрых людей к тому, кто стал моим духовным отцом. И тот меня сразу причастил, без вычитывания правила, а потом научил, как готовиться. Как блудного сына: Отец только увидал издалека, и сразу побежал ему навстречу, и надел кольцо на руку (крещение) и заклал тельца (причастие) (Лк.15, 20–23).

Но вот настали другие времена, многое вокруг переменилось, изменилось положение Церкви в государстве. Да и само государство. Сама Церковь наполнилась новыми людьми, новыми прихожанами и новыми пастырями. И встает знакомый вопрос: бегут овцы на наш голос или мы их… посошком?

Иногда, когда речь заходит о катехизации, возникает ассоциация не с рыбарями и ловцами человеков – в рыбалке больше наживка да прикорм, а с охотой – заходи, гони, перекрывай!.. Эх, шельмец, проскочил – крестился без катехизации. Хорошо ли это и отчего это так? Поразмышляем.

Вот самые, на мой взгляд, острые вопросы о том, как должна проводиться катехизация.

1. Добровольно или принудительно?
2. До крещения или после?
3. Священник должен проводить или мирянин?

1. Этот вопрос как-то и ставить неловко в наше время. Новейшая история нашей страны наглядно показала, что, сколько ни старайся, на принуждении ничего прочного не построишь. Правда, говорят, князь Владимир чуть ли не насильно в Днепр загонял, а потом, по летописцу, матери отроков, отдаваемых в учение, горько плакали.

Уже тогда невзлюбил наш народ катехизацию… Но к Таинству, слава Богу, пока еще тянется, несмотря на то, что появились ревнители, требующие просеивать его, этот самый народ, как пшеницу (Лк. 22, 31), отбирая только достойных.

2. Сначала надо что-то дать, а потом можно и требовать. До крещения важны вопросы: веруешь ли, что Христос Бог? Веруешь в Воскресение Христово? Чувствуешь свою греховность? Просишь прощения за грехи? Тогда – крещение. После этого катехизация как естественная часть процесса воцерковления. Воцерковление – это главное, без Церкви нет спасения, а воцерковление начинается с участия в Таинствах.

3. Всем известны и тысячу раз помянуты бабушки, делающие замечания в храме людям, не знающим «правил поведения». Это модель мирянина-катехизатора. Уровень богословских знаний не изменит ничего качественно. Мирянин (если он не в прелести) всегда будет напирать на букву закона.

Что нас ожидает впереди? Мы живем в такое время, когда, может быть, решается вопрос самого существования России как самостоятельного, сильного государства. Если мы не будем привлекательны своей великой русской культурой, основанной на Православии, то останемся в одиночестве и в изоляции.

Церковь должна привлекать, а не отталкивать и каждую отдельную личность, и целые народы. Привлекает любовь, широта, плоды духа. Отталкивает узость, законничество, бюрократизм. Народ устал от бездушия и формализма, и беда, если увидит это в служителях Божиих. «В наше время священник должен быть не обличителем и даже не учителем, а добрым, ласковым отцом», – говорил приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев).

Уже появились строгие инструкции, что, сколько раз, сколько по времени говорить о предметах веры людям, желающим креститься, их родителям, их крестным. Регламентация в вопросах, касающихся любви и веры, никогда не доводит до добра, а часто эту любовь и веру гасит.

Духовный уровень народа указом и циркуляром не поднять. Одна надежда на Священноначалие.

Протоиерей Владимир

От редакции:
Публикуемая статья посвящена теме катехизации. Против необходимости ее повсеместного проведения, кажется, никто в Церкви не возражает. Но как это делать? Как не допустить нередкой ситуации, когда из-за формального исполнения инструкции резко снижается число крещений на приходе? Как получение знаний о Церкви совместить с самым главным для христианина – верой и любовью? В последующих номерах мы планируем продолжить затронутую тему.

Напоминаем, что мнение авторов этой рубрики не всегда совпадает с мнением редакции.

Поделиться

Комментирование закрыто