КОРМЧАЯ, СТОГЛАВ, ОСТЕН

0

Все Соборы Русской Православной Церкви от Крещения Руси до Синодального периода

Помимо 100-летия революционной трагедии на этот год приходится не менее знаменательная круглая дата — вековой юбилей восстановившего Патриаршество Поместного Собора. Сегодня мы вспоминаем все Соборы Русской Церкви до отмены Патриаршества Петром I.

Владимирский Собор 1274 года
Архиерейский Собор, проведенный по инициативе Митрополита Киевского и всея Руси Кирилла III для устранения разногласий в церковном праве (ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве годом раньше). В 1270 году Митрополит Кирилл просил деспота Болгарии Иакова Святослава прислать славянский список Кормчей с толкованиями Зонары и Вальсамона, так как до этого на Руси ходил только славянский текст без толкований. Новая Кормчая, переведенная около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский, получила название «Кормчая Саввы Сербского».

Что решил. Признал новую Кормчую книгу. Кроме того, нам известны девять определений Собора против нестроений: в хиротониях, крещении, проскомидии, а также указывается на недопустимость распространения языческих обычаев и кулачных боев в церковные праздники.

Справка
Кормчая книга (греч. номоканон) – сборник церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран.
Иоанн Зонара († 1159) – византийский историк XII века, монах-богослов, толкователь Канонов Православной Церкви, автор известной хроники.
Феодор Вальсамон (1140–1199) – византийский канонист, Патриарх Антиохийский (1193–1199).

Собор 1503 года
Проходил в Москве. Его задачей было решение ряда дисциплинарных вопросов, в отношении которых вынесено два постановления.

Что решил. Отменил ставленые пошлины при хиротониях всех степеней священства (норма действовала вплоть до Стоглавого Собора). Запретил всем вдовым священнослужителям совершать богослужения. В конце Собора произошел спор между преподобными Нилом Сорским и Иосифом Волоцким по вопросу о монастырском землевладении. Иосиф Волоцкий смог аргументировано отстоять право монастырей иметь «села», и Собор поддержал его.

Стоглавый Собор
Церковный и земский Собор, проходивший с 23 февраля по 11 мая 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Со стороны духовенства председательствовал на Соборе Митрополит Макарий.

Что решил. Решения Собора выражены в ста главах. Царь представил Собору также новый Судебник и уставные грамоты. Введено двоеперстие, двугубая аллилуйя и пр.

Справка
Стоглав – сборник решений Стоглавого Собора 1551 года из 100 глав (101-я добавлена в качестве дополнения после окончания Собора). Название утвердилось с конца XVI века, сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение. Содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Московский Собор 1620 года
Поместный Собор под председательством Патриарха Филарета, посвященный вопросам чиноприема еретиков и крещения.

Что решил. Определил, что «латинян-папежников» надлежит крестить, равно как и всех остальных еретиков (неправославных). В дальнейшем определением Большого Московского Собора (1666–1667 гг.) решение о приеме через крещение еретиков-католиков было заменено указанием принимать оных через миропомазание.

Московский Собор 1654 года
Поместный Собор, проходивший в конце марта – начале апреля 1654 года под председательством царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Целью Собора была унификация обрядов и чинов согласно практике церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку. Поскольку реформы Патриарха Никона нарушали решения Стоглавого Собора 1551 года (решения Собора может отменить только другой Собор), Предстоятель и царь решили получить соборное одобрение реформ.

Что решил. Принял новый перевод Символа веры, санкционировал и легитимизировал работу Книжной справы (исправлений и сверок славянских богослужебных книг по греческим образцам), постановил считать ошибочными славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, отменил утвержденные Стоглавом русские «новины» (так в соборных решениях назывались двоеперстие, двугубая аллилуйя).

Московский Собор 1656 года
Поместный Собор, проходивший в Москве в начале 1656 года с участием четырех восточных первоиерархов: Антиохийского Патpиарха Макария, Сербского Патpиарха Гавриила, митрополита Hикейского Гpигория и митрополита всей Молдавии Гедеона.

Что решил. На Соборе Патриарх Никон обратился с вопросом к четырем восточным иерархам о том, как надо креститься, двумя или тремя перстами, и ему ответил Патриарх Макарий: «Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и Святых Седьми Соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию Восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята».

В этом же году Великим постом анафема на двое­перстников была провозглашена в церквях в Неделю Торжества Православия.

Решения Московских Соборов 1654 и 1656 гг. были в 1656 г. напечатаны в книге «Скрижаль».

Справка
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1656 года против старых обрядов, были отменены: «Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

Московский Собор 1681–1682 года
Поместный Собор во главе с Патриархом Иоакимом, созванный в ноябре 1681 года при царе Феодоре Алексеевиче.

Что решил. Соборные решения явились продолжением церковной реформы Патриарха Никона.

Московский Собор 1689 года
Поместный Собор во главе с Патриархом Иоакимом, созванный в декабре 1689 года.

Что решил. Утвердил православное учение о времени преложения Святых Даров, которое исповедовали братья Лихуды, и осудил католическую «хлебопоклонную ересь», исповедавшуюся Сильвестром Медведевым (см. «Лифос» Петра Могилы). Патриарх Иоаким, осудивший на Соборе латинское учение о пресуществлении, велел составить от своего имени книгу под названием «Остен».

Большой Московский Собор
Созван повелением царя Алексея Михайловича «на новоявльшияся раскольники и мятежники святыя православнокафолическия церкве»; самый представительный по числу участников из бывших до того в Русской Церкви. Часть второго этапа Собора (28 ноября 1666 года – февраль 1667 г.) проходила под церковным председательством Александрийского Патриарха Паисия; участвовали также Антиохийский Патриарх Макарий III, представители Вселенского и Иерусалимского Патриархов.

Собор проводился в Москве в два этапа:
– деяния с участием русских архиереев с февраля до июля 1666 года, на котором были и иностранные гости;
– деяния с участием русских и греческих архиереев с 28 ноября 1666 года до августа 1667 года.

Что решил. В определении первого этапа Собора порицались все, не принимающие реформу; Собор также постановил печь просфоры только с четырехконечным изображением креста. Далее Собор говорил о чистоте в храмах; о том, чтобы воду после крещения сливали в определенное место; о бережном хранении мира и елея для крещения; о том, чтобы каждый крещаемый имел одного восприемника и одну восприемницу; о ведении книг для регистрации брака, восприемников, крещаемых, священников (кто кого крестил), прихожан. Собор велел использовать молитву общую и древнюю: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Он также повелел прихожанам бывать на исповеди не реже четырех раз ежегодно и причащаться во время постов, если благословят духовники.

28 ноября 1666 года начался суд над Патриархом Никоном, которого с этой целью привезли из Воскресенского монастыря. В вину ему ставилось следующее: «Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу Патриарха» (помимо этого было еще пять пунктов обвинения). Никон был осужден и лишен сана, с него сняли патриарший куколь и панагию и как простого монаха отправили в заключение в Ферапонтов монастырь. На патриаршество 31 января 1667 года избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф.

ДУХ И БУКВА
Собор – высший орган управления Церковью. Поместный Собор – Собор, созываемый отдельной Автокефальной Церковью. Согласно главе II Устава Русской Православной Церкви, высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

Собор состоит из архипастырей, представителей клира, монашествующих и мирян, и полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

Иван Дмитров
Опубликовано: №9 (622) май, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто