Пейзажи Олега Молчанова
В залах Российской академии художеств на Пречистенке, д. 21 проходит ретроспективная выставка картин заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Олега Молчанова.
Работа выставки продлится до 2 марта.
Есть два типа пейзажа. Один – яркий, красочный, наполненный томительным зноем и сладким благоуханием южных цветов; над морем встают высокие горы, пенясь, бегут водопады. Здесь будет все: и красные розы, и крупные звезды в бархатном кружеве туч. Но есть и другой тип пейзажа – северный. По сравнению с первым он может показаться слишком уж серым и простым. Старые избушки на берегу реки, березы. Поле покрыто снегом, вдали темнеет лес… Все словно замерло, молчит, овеянное тайной. Художник Олег Молчанов ищет в пейзаже именно такую красоту – тихую, кроткую, передающую древний дух Святой Руси. По его мнению, «есть внешняя красота, а есть внутренняя, которая заключается в тончайших оттенках и движении».
Именно поэтому природа на его полотнах оказывается живой, исполненной света и внутренней чистоты. Ведь пейзаж не меняется… Такие же березы, васильковое поле, крутые берега и золотистая церковная маковка вдали, словно сотканная белым туманом, были и сто лет назад, и тысячу. А сколько красочных оттенков, световых нюансов, передающих перспективу и воздушное пространство! Когда смотришь на картину, чувствуешь: вот оно, настоящее. Свет и простор, радость и тихая, одухотворенная грусть. И все-таки техника в работах художника не самое главное. «На первом месте у него душа, – говорит Сергей Матвеев, донской казак, – технике можно научиться, но для того, чтобы выплеснуть на полотно душу, – нужен особый талант. Художник видит красоту, которая существует в природе как откровение Божие. Это победа света над тьмой».
Родился Олег Иванович Молчанов 27 ноября 1966 года в Костромской области. Рисовать нравилось с детства. И обязательно с натуры, на пленэре. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова по мастерской пейзажа, а также курс реставрации в Институте имени И.Е. Репина. С 1997 года он член Союза художников России, с 2009 года – заслуженный художник России. Его выставки проходят как в России, так и за рубежом. При этом Олег Молчанов не только художник, но еще и поэт, и реставратор.
– Олег Иванович, в основном Вы пишете пейзажи. Еще Нестеров замечал, что среди русского пейзажа «как-то лучше чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу». Так ли это?
– Почему так важен пейзаж? Художник-пейзажист изображает незамутненную природу. Человек пережил грехопадение, он очень трудно и мучительно пытается найти в себе первоисточник, Божий образ. Другое дело – природа и животные. В них больше первозданного, райского. Рано утром можно поднять себя с теплой кровати, выйти в туманное, росистое утро. А можно проспать, не увидеть ни росы, ни тумана. Все эти тонкие состояния природы постоянно меняются, не останавливаются. Говорят, что художники уже все перерисовали, в музеях полно картин… Это не так. Пытливый человек найдет себе источник для вдохновения, найдет сокровенные ощущения, которые нас всех связывают. Тонкое ощущение природы не поддается ходу времени. В ней есть что-то божественное, наитие Святого Духа, который, как сказано, будет до скончания века (ср. Мф. 28, 20). Чего всем я и желаю.
– Насколько важно показать хорошее, прекрасное?
– С чего вы начинаете, то и будет главное. Негатив в мире есть, мы это не отрицаем. Но лучшая борьба – не изображать зло, а создать и показать противоположное ему.
– Какое Ваше любимое время года?
– Зима, переходное состояние. Лето менее интересно. Оно такое… праздное. Очень люблю снег. Стихия снега первостепенная, соответствует мировоззрению русского человека. В России большую часть времени лежит снег. И это хорошо. Вымерзают дурные наклонности. Не все художники пишут зимой, в мороз. Но я пишу, мне это нравится.
Своими впечатлениями от картин Олега Молчанова поделились и коллеги художника, его друзья Д.А. Белюкин и Э.А. Жаренова.
«Сейчас нас стараются отучить воспринимать мир как гармонию Божьего промысла. Так почему же художники-реалисты все еще держатся, все еще творят? – задается вопросом Дмитрий Анатольевич Белюкин (народный художник, действительный член Российской академии художеств). – А вот почему: когда художник пишет на пленэре, будь то солнечное лето, будь то лютый мороз – ему помогает сам Господь. Ему улыбается не просто солнышко – улыбается Богородица, видя эти усилия. Помогает морозный воздух и ветер. Неслучайно самый распространенный жанр сейчас именно пейзаж. Художники-реалисты не обращают внимания на общественное мнение и на нехватку прессы, потому что они счастливы. И это, наверное, неистребимо. Ни с чем не сравнимо это счастье – быть художником-реалистом и выражать красоту природы».Элеонора Александровна Жаренова (народный художник, действительный член Российской академии художеств) отметила в картинах Молчанова ощущение вечности: «Но при этом не покидает чувство, что все преходяще: снежные пейзажи постепенно тают и утекают. Да, человек вечен. Но вместе с тем он только временный странник на земле. Своей кистью художник передает зыбкую грань вечного и преходящего… Такое чувство очень сложно воплотить. И еще он замечает то, чего мы обычно не видим: например, снег на цветах. Вроде бы еще яркие цветы, а уже на них снег. И таких моментов очень много…»
«Для того, чтобы выплеснуть на полотно душу, нужен особый талант…»
Элеонора Александровна Жаренова (народный художник, действительный член Российской академии художеств) отметила в картинах Молчанова ощущение вечности: «Но при этом не покидает чувство, что все преходяще: снежные пейзажи постепенно тают и утекают. Да, человек вечен. Но вместе с тем он только временный странник на земле. Своей кистью художник передает зыбкую грань вечного и преходящего… Такое чувство очень сложно воплотить. И еще он замечает то, чего мы обычно не видим: например, снег на цветах. Вроде бы еще яркие цветы, а уже на них снег. И таких моментов очень много…»
Картины Олега Молчанова учат смотреть в мир и видеть в нем светлое и доброе начало. Не разрушать, а созидать. И, конечно, радоваться. Ведь это тоже надо уметь.
Анастасия Чернова