КРЕСТ НА НАШЕЙ ПАМЯТИ

0

Старинная святыня ждет воссоздания в музейных запасниках

Шумаевский крест – малоизвестный памятник церковного искусства, рожденный в нашем городе 260 лет назад – до сих пор таит в себе массу загадок. Некоторые расшифрованы искусствоведами после десятилетий упорного труда, другие еще ждут внимательных исследователей. В праздник Изнесения Честного и Животворящего Древа предлагаем вниманию читателей точку зрения современного ученого на датировку святыни и на вопрос ее авторства. Главное же сегодня, на наш взгляд – необходимость воссоздания всего ансамбля, ныне разобранного и хранящегося в музейном фонде.

sumaevkres04

Долгий путь… в запасник

В 1754 году генерал-прокурор и кавалер Иван Бахметев доложил на заседании Правительствующего Сената, что в Москве «…ещё издавных лет купцом Шумаевым делается животворящий крест». Шумаев, которому в это время было 90 лет, хранил его в своем доме. Для решения судьбы креста создаётся специальная сенатская комиссия, которая и решает перенести крест в одну из московских церквей. Надзор за этими работами поручен князю Д.В. Ухтомскому и А.П. Евлашеву.

Зарисовкой деталей ансамбля занимались ученики архитектурной школы Ухтомского – Василий Иванов (будущий архитектор Баженов) и Александр Полозов. Копиист Григорий Полозов по спискам, предоставленным самим Шумаевым, написал «Подробную опись». Она сохранилась и включает 265 сюжетов. По ней можно реконструировать программу памятника, написанную человеком, хорошо знающим не только Писание, но и посетившим Святую Землю.

sumaevkrest02

В центре киота было установлено Распятие с предстоящими. Ансамбль формировался вокруг него постепенно как драгоценное обрамление и хранилище-оправа. По боковым сторонам были закреплены две панели с резными миниатюрами на сюжеты Святого Писания.

Седьмого апреля 1755 года крест установили в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. Второго апреля 1761 года состоялась его передача игумену Сретенского монастыря Максиму. Акт передачи подписал архитектор Евлашев.

До 1927 года крест находился в соборе, затем был перевезён в Страстной монастырь, где стал экспонатом организованного там Антирелигиозного музея Союза воинствующих безбожников, позднее – в Донской монастырь. В настоящее время ансамбль разобран и хранится в запасниках Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Николой Соболев. Центральная часть ансамбля. Распятие. Фото 1910-х годов

Николой Соболев. Центральная часть ансамбля. Распятие. Фото 1910-х годов

В декабре 1999 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства была выставлена центральная часть ансамбля – Распятие с предстоящими на фоне иерусалимской панорамы. Только тогда многие любители искусства смогли наконец увидеть эти уникальные скульптуры. Но не меньший интерес вызвало изображение Святого града – хронологически первый пейзаж в русской скульптуре, выполненный в реалистической манере с очень большим профессиональным умением. В 2004 году на выставке «Земля – Небо. Вавилонская башня» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина были представлены два боковых створа ансамбля, которые также привлекли внимание исключительным художественным достоинством миниатюрных композиций «Рождество», «Крещение», «Авраам перед Троицей» и др.

Автора!

По мнению трудившегося век назад первого исследователя памятника Николая Соболева, резной ансамбль является произведением московского купца, резчика-любителя, плавильщика Московского Кадашевского монетного двора Григория Шумаева. Как считал ученый, мастер создавал его на протяжении всей жизни собственноручно, на свои средства. Более же внимательное исследование сохранившихся документов и самого памятника приводит к совершенно иным выводам.

Из сохранившихся архивных документов известно, что Григорий Шумаев был «плавильщиком» Кадашевского монетного двора, находившегося в районе Старомонетного переулка и Кадашевской набережной. Ни в одном документе резчиком он не назван. Скорее всего, его участие в ансамбле ограничивалось профессиональными навыками литейщика. Дело в том, что помимо двух уникальных икон – «Сошествие во ад» и «Распятие» (в которых оловянные рельефы закреплены на зеркальных фонах) и панелей со сценами из Апокалипсиса, по всему ансамблю разбросаны тысячи литых оловянных образков, фигурок, рельефов, херувимов, декоративных элементов, нимбов, коронок, рамок и т.д. Все они расписаны профессиональными живописцами или позолочены. Григорий Семенович очень много сил и умения приложил для завершения ансамбля, но главное – он отливал для ансамбля оловянные рельефы и декоративные детали.

Общий_вид_Шумаевского_креста

Общий_вид_Шумаевского_креста

Однако пластический комплекс не мог быть исполнен одним Шумаевым. Если для доработки недостающих частей почти готового ансамбля и починки изломанного потребно резчиков до десяти человек, то одиночка, даже на протяжении всей своей жизни, не мог создать столь грандиозный резной ансамбль. Одной из отличительных особенностей этого памятника является то, что в его композициях использованы другие не столь традиционные материалы: олово, зеркала, листовое, литое и гранёное стекло, латунь и даже стразы.

Разнообразие материалов и технологий, которые использовались для создания необычного ансамбля, количество изображений, жанровые и стилистические различия отдельных композиций, вырезанных в разном масштабе, индивидуальные особенности приёмов резьбы, – все это показывает, что над созданием Шумаевского креста трудилось большое количество высокопрофессиональных скульпторов и резчиков в течение очень длительного времени. В работах участвовали также иконописцы, живописцы, литейщики (плавильщики), левкасчики, позолотчики, стекольщики, огранщики, зеркальщики, плотники, столяры и мастера других специальностей. Это были как лучшие представители своей профессии, так и ремесленники средней руки. Часто начатую одним мастером работу по прошествии многих лет продолжали другие.

Старый Новый Иерусалим

Соболев писал: «задумав передать в резьбе всё своё религиозное мировоззрение … Шумаев провёл над воплощением этой идеи всю свою жизнь…», то есть он высказал предположение, что ансамбль создавался Григорием Семёновичем по собственному замыслу как обетный. Генерал-прокурор И.И. Бахметев называл произведение «Животворящим крестом». Высокопоставленный чиновник знал и понимал, что ансамбль представляет собой именно Животворящий крест.

Нет нужды объяснять: плавильщику монетного двора замысел создания киота с Животворящим крестом принадлежать не может. Но самым загадочным обстоятельством этой истории является то, что крест с Распятием является абсолютно точной копией семиконечного Чудотворного Животворящего Креста с Распятием, установленного Патриархом Никоном на Голгофе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в 1662 году.

sumaevkrest01

В истории мирового пластического искусства нет других примеров создания столь точной скульптурной копии. Она, несомненно, должна быть изготовлена для какого-то особого проекта и по специальному решению. При этом в ансамбле отражена программа строительства Воскресенского собора Воскресенского монастыря и всей Русской Палестины, составленная при участии специально для этого ездившего в Палестину старца Арсения Суханова. В Подробной описи креста были вписаны сюжеты, свидетельствующие, что ее текст составил человек, посетивший Иерусалим. Но в то время известны были все люди, которые совершили паломничество, и Шумаев к таковым не относился.

Главная идея ансамбля выражена в его композиции предельно ясно: Распятие установлено в центре Иерусалима, земной город и Град Небесный показаны в образе Москвы второй половины XVII века. Так, распятие происходит «здесь и теперь» – в Москве, и столица Российского самодержавного царства утверждается столицей нового Всемирного Православного царства и Новым Иерусалимом. По всеохватности выражения геополитических, общественно-духовных и эстетических устремлений русской жизни Шумаевский крест, безусловно и исчерпывающе выражает главную идею своей эпохи. Только это – не эпоха правления Елизаветы Петровны, как предполагал Соболев, а вторая половина XVII века.

Из всего этого становится очевидным: замысел ансамбля принадлежит очень влиятельному церковному или государственному деятелю, очень образованному человеку – возможно, самому царю Алексею Михайловичу. А Григорий Семёнович не мог быть ни автором идеи, ни заказчиком, ни, тем более, единственным исполнителем этого ансамбля, что никак не умаляет его роли в деле сохранения этого драгоценного, в буквальном смысле слова, киота.

Есть все основания считать, что Шумаевское Распятие создано до установки Новоиерусалимского Распятия на Голгофе Воскресенского собора, то есть до 1662 года. Ведь после установки Новоиерусалимского Распятия на Святом месте техническая работа с ним, которая необходима для создания столь точной копии, была уже невозможна. Ансамбль же создавался постепенно, часть за частью, как обрамление копии Новоиерусалимского Чудотворного креста вплоть до 1761 года. Таким образом, работа над резным киотом заняла почти сотню лет.

Светлана Яворская, искусствовед

Справка: Шумаевский крест представлял собой закрывающийся стеклянными дверями грандиозный киот высотой около 8 метров, шириной более 4 метров, глубиной около 1,1 метра, заполненный тысячами разномасштабных резных скульптур и рельефов, иллюстрирующих Священное Писание.

Схема расположения основных композиций

sumaevkres_sxema

1 – Распятие; 2 – Божия Матерь и Иоанн Богослов; 3 – архангелы с рипидами; 4 – евангелисты; 5 – Иерусалим – Москва; 6 – городские стены; 7 – символический храм Гроба Господня (а – Вход в Иерусалим, b – Положение во Гроб, c – Преображение Господне, d – Кувуклия); 8 – сень с изображением Саваофа; 9 – Терновый Венец и Венец славы; 10 – боковые створы с миниатюрами, иллюстрирующими Священное Писание; 11 – Крещение Господне и Рождество Христово; 12 –иконы Воскресения и Распятия на зеркальных фонах; 13 – верхний карниз; 14 – Град Небесный; 15 – сцены Апокалипсиса; 16 – святые Церкви Русской; 17 – солнце и Луна; 18 – декоративные элементы; 19 – картуши с надписями; 20 – грешники в аду; 21 – зеркальные призмы и символы
Страстей Христовых; 22 – навершие с изображением Саваофа и ангелов в облаках; 23 – стены Града Небесного над облаками.

Поделиться

Комментирование закрыто