КУДА ЗОВУТ ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

0

Свобода, в которой нет Бога

При упоминании имени живописца Аркадия Рылова (1870–1939) сразу вспоминаются две картины – «Зеленый шум» (1904) и «В голубом просторе» (1918). Обе широко растиражированы в советской печати, особенно вторая – как самый первый пейзаж советской живописи. Менее известен «Закат» (1917), но он тоже предвосхищает последующие трагические события.

rilov-018

Зеленый шум. 1904 г. Государственный Русский музей

«Зеленый шум» – канун Первой русской революции 1904–1905 гг. Березы, крутой спуск к реке. Ветер с воды – освежающе бодрящий, ветер обновлений как предвестник грядущих потрясений. Шумят березы, волнуются, тревожатся. Большая река пока в берегах; вода темная, мутная, буро-фиолетовая, цвета свежевспаханной земли (скоро все перепашется!); не сразу поймешь, что река. Неведомый поток ковано движется… Это вам не прозрачный Тютчев! Другой воздух, свежесть уже пьянит.

rilov-019

Закат. 1917

«Закат» страшен. Его красная краска доминирует. Опять река (так же фронтально, перед зрителем) – в полных берегах. Кровавый поток медленно и торжественно движется, в нем что-то переливается… Небо полыхает пожаром; и по красному, к верху черным – облака… Хвоя уродливых деревьев на переднем плане ощерилась, вздыбилась к небу. Контраст черно-зелено-красного удручающе зловещ. Что случилось, что впереди? Катастрофа, знак беды, все кровенеет.

И третья работа – море. Это «В голубом просторе». Крупно плещут тяжелые мерные сине-лиловые волны. Пронзительна синева небес. И посреди белых облаков… белые лебеди! Летят-летят к солнцу, к свету. Вдали дикий скалистый берег, местами покрытый снегом. Парусник уходит в открытое море. Простор небывалый!

Можно смело цитировать советских авторов-искусствоведов. Все у них правильно, каждое слово. И то, что в картине воплотилась мечта художника как идеал гармоничного мира, радостного ожидания царства свободы, справедливости; и то, что картине присуща эмоциональная приподнятость, торжественность звучания. Или что птицы являются символом освободительного устремления народа, переживания революции, счастья вольной жизни, смелости и дерзновенности его светлой мечты.

В жизни бывают такие миги – обольщающие, пьянящие, томительные, питающие призрачной несбыточной надеждой. И боязно, и хочется… лизнуть время. Заглянуть туда, куда не должно грешному, смертному. Но дышится в полную грудь. И воздух – такой свежий, бодрящий, дурманящий, сладкий, так бы и заглотнул его… а может, и он тебя. В такие минуты кажется, что можешь все, но… и они проходят. Куда ж летим? И летим ли? За обрезом рамы не видно. Картина закончилась. Таков обман свободы, в которой не нашлось места Господу.

Борис Швырев

Поделиться

Комментирование закрыто