ЛЕГЕНДА РУССКОГО РОМАНСА

0

В Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына открылась выставка, посвященная Алле Баяновой. 

Это лишь первый шаг на пути увековечивания памяти прославленной певицы – рожденной и умершей в России, но бОльшую часть своей жизни прожившей за ее пределами. И тосковавшей по родине так, что даже румынский диктатор Чаушеску, обездоливший свой народ и откровенно не любивший русскую певицу из Бухареста, не мог этого не заметить.

foto8_2sm

Алла Баянова

«От нее за версту несет Россией…» – как-то брякнул главный коммунист Румынии, прозванный в народе Дракулой. Молва гласила, что красавица Баянова не пожелала проводить время в компании товарища Чаушеску, и за это он возненавидел русскую звезду румынской эстрады. В лагерь, правда, не бросил, но и петь особо не давал. И потому концерты Баяновой были редки, а гонорары певицы на редкость скромны. Жизнь русской звезды в румынском соцлагере, надо прямо сказать, весьма отличалась от ее еще сравнительно недавнего безбедного житья замужем за Штефаном Шендрей – румынским аристократом с кембриджским образованием, близким к молодому королю Михаю. Но ведь это было еще до второй мировой войны, и столько воды уже утекло с тех пор. Истерзанный лагерями, в нищете умер друг короля, а первый муж Баяновой – беззаботный и веселый грек музыкант Георгий Испиланти – мыкал эмигрантскую долю в Новом Свете. И совсем сгинул в советских лагерях знаменитый Петр Лещенко, «Чубчик» которого тайком пели даже в сталинской России. Поговаривали, что между ним и Баяновой было даже что-то большее, чем взаимная симпатия. Да вот только может быть враки…

foto3_2

На выставке

А что же на выставке?.. Да сколько же на ней всего! «Легенда русского романса» – это не только всякие архивные древности в виде пожелтевших документов, но и такие стильные и удивительно «живые» фотографии актрисы Баяновой, что взяла на редкость славный и суливший удачу псевдоним своего отца – блистательного оперного баса Николая Левицкого. Вместе с ним она впервые вышла на сцену в русском кабаре «Казбек» в Париже 92 года тому назад, в роли мальчика-поводыря. Вышла и неожиданно запела «Легенду о 12 разбойниках», заставив даже мужчин достать носовые платки.

foto7_2sm

Экспонаты

А потом города, пути-дороги, проталинки – как пел ее, наверное, самый дорогой мужчина на свете и хозяин экстрамодного парижского ресторана «Большой Московский Эрмитаж» Александр Вертинский, окончательно «благословивший» артистический выбор юной соотечественницы. Алла Левицкая стала Баяновой и добралась с гастролями до самой Святой Земли. «Это были пасхальные дни, в самом конце 20-х годов 20-го века. После службы в Храме Гроба Господня нас с отцом принял Иерусалимский Патриарх, – вспоминала позднее Алла Баянова. – Это было, конечно, незабываемое впечатление. Представляете, чай у патриарха Святого Града».

Справедливости ради стоит, разумеется, сказать, что, невзирая на все соблазны актерского житья-бытья, Баянова неизменно держала Великий пост, в Великую Субботу ничего не вкушала до наступления полуночи, занимаясь накануне Пасхальной ночи приведением в порядок старинных антикварных икон. Все пасхальные снеди в то же время также готовились под ее пристальным, добрым и чуть ироничным взглядом. Пасху же, надев красивый кружевной фартук (что также нынче экспонат на выставке в Доме русского зарубежья), Алла Николаевна делала всегда сама и без всего – «Я не люблю с цукатами и изюмом»… Стоит признать, что в кулинарии, как и в певческом искусстве, Алла Баянова достигла степеней не просто известных, но и весьма высоких, что было отмечено не раз батюшками с подворья Покровского женского монастыря – неизменными гостями пасхальной трапезы на Арбате.

Тогда по рюмочкам разливались «Баяновка» – фирменная водка, настоенная на тончайшей лимонной корочке, которую Аллу Николаевну научил готовить ее отец, и – лишь в последние годы жизни актрисы – красное французское вино. Его Баянова тоже любила. Очень. Как и сам Париж, где, снова побывала незадолго до своей смерти. Она нашла свой старый дом, в котором жила в начале 20-х годов минувшего столетия. «Дом, старый дедушка…» – грустил Чехов в «Вишневом саде». Баянова – о, нет, Баянова не грустила.

foto6_2sm

Алла Баянова

Что еще?.. Кадры из польского фильма «Додек на фронте», еще довоенного. Баянова там поет и танцует, не дать  не взять – цыганка. Эту публику она знала очень хорошо. Как-никак, а детство будущей примадонны прошло в Кишиневе, где цыган было навряд ли меньше, чем самих молдаван и бессарабов.

Всегда приятное взгляду и пестрое веселое «конфетти» афиш и афишек, программок и фотографий, тут даже и заграничный паспорт Аллы Баяновой… Но самое главное то, что выставка в Доме русского зарубежья – это только начало. А впереди создание постоянной экспозиции, посвященной последней свидетельнице той эпохи, что называют «золотым временем» русского рассеяния. А Аллу Баянову – его легендой. И еще легендой русского романса.

Сергей Крестьянов

Фото с http://www.bfrz.ru/?mod=news&id=1973

Поделиться

Комментирование закрыто