МАСШТАБНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

0

Военный пенсионер Владимир Гуральник делает точные копии деревянных храмов в своей квартире

Свои новосложенные церкви член Союза художников России Владимир Гуральник часто просит освятить духовника – штатного клирика мытищинского Донского храма протоиерея Олега Мумрикова. Но бывает, везет туда, где стоят их прототипы, и там обращается с аналогичной просьбой к местным священнослужителям. Ничего удивительного: эти деревянные изделия легко помещаются в автомобильном багажнике, а весят не больше килограмма. Иногда столь своеобычное хобби дает результат с прицелом на самостоятельную культурно-историческую ценность.

Храм сгорел, макет остался

— Узнаете Успенскую церковь в Кондопоге, сгоревшую минувшим летом? Я успел посмотреть и отснять ее, пока она была цела – к вашим услугам точный макет, — рассказывает Владимир Яковлевич. – А вот похожий случай – только с храмом, гибель которого, увы, не сопровождалась общероссийским резонансом. В селе Васильевское, что в Серпуховском районе, располагалась одна из старейших действовавших деревянных церквей всего столичного региона – Никольская, поставленная в 1690 году на средства стольника Соймонова. Когда я туда приехал, никого из духовенства не застал. Но дежурная внутри была, и я смог зафиксировать фотоаппаратом все фасады. Собрал макет – а летом 2015 года церковь сгорела…

ВО ВСЕХ МЫТИЩИНСКИХ СУПЕРМАРКЕТАХ И РЕСТОРАНАХ МЕНЯ ЗНАЮТ, ОТДАЮТ НЕОБХОДИМОЕ БЕСПЛАТНО

Прежде чем приступать к сборке, автор тщательно работает на месте с фотокамерой: снимает все фасады и тщательную деталировку значимых архитектурных элементов. Дома переводит графические файлы в масштаб будущего макета и составляет чертеж с новыми размерами. Но такой алгоритм можно реализовать отнюдь не всегда. Про церквам, которые не пощадило время и дела рук недалеких людей, основываться приходится лишь на архивных фотоснимках и проектных документах. «В начале 1980-х годов в Перловке, теперь вошедшей в административную черту Мытищ, я еще видел одноэтажный остов построенного в 1894-1896 годах деревянного Донского храма, — вспоминает собеседник. – Задолго до того, в 1938 году, его закрыли и приспособили под жилой дом; последнего настоятеля священномученика Георгия Извекова годом раньше расстреляли на Бутовском полигоне. Останки здания сгорели после того, как, по слухам, взорвался газовый баллон, которым обогревались коротавшие время в развалинах местные забулдыги. Поэтому работа над этим макетом, конечно, далась непросто».

Иногда прототипы для макетов мастеру трудно посетить из-за их территориальной удаленности. В интернете Гуральник увидел эскиз строившегося в Анадыре Троицкого кафедрального собора. Списался с настоятелем, тот выслал проектные изображения в разных ракурсах. Остальное было делом техники… А как, кстати, с ней обстоит дело?

Без единого гвоздя, но с бутылочными пробками

Начинать, признается автор, приходилось с абсолютной кустарщины, а в качестве стройматериала использовались спички. Теперь все серьезнее: Гуральник работает на шлифовальном и токарном мини-станках, в его распоряжении также несколько бормашин. Зато в качестве комплектующих – буквально валяющиеся под ногами компоненты.

— Купола чаще всего вытачиваю из бутылочных пробок – в основном завинчивающихся, с резьбой, — откровенничает мастер. – Раньше брал пробки из-под шампанского, но с ними много мороки. В звонницах у меня – настоящие металлические колокольчики, только миниатюрные. А сами стены церквей – из деревянных палочек из-под суши, от шашлыка, от эскимо. Во всех мытищинских супермаркетах и ресторанах меня знают, отдают необходимое бесплатно. Цоколи и детали сложного профиля вырезаны из пенопласта. Крепеж – клей ПВА (он почти не дает усадки и не «ведет» древесину), окрашиваю фасады обычной гуашью. Так что, как видите, прямых финансовых затрат мои макеты не требуют – только усилия и время.

На средний макет в зависимости от творческого настроения у Владимира Яковлевича обычно уходит несколько месяцев. Дольше всего заняла работа над макетом знаменитой Преображенской церкви на погосте Кижи: корпеть над ней пришлось восемь лет.

Разумеется, в коллекции Гуральника есть и московские деревянные церкви – в основном деликатные новоделы, которые уже стали узнаваемыми изюминками городского пейзажа в Бабушкине (Никольская и Сергиевская часовни), в Орехове-Борисове (храм во имя прп. Серафима Саровского), в районе Ярославский (храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»). «Забавная история вышла с копией деревянного храма-новостройки во имя прп. Олега Брянского в поселке Минзаг в Викариатстве новых территорий, — вспоминает Гуральник. – В Патриархии попросили сделать ее по чертежам в качестве официального проектного макета. Но, видимо, макет застройщику не понадобился, а я не стал напоминать. А в этом поселке у моего сына дом. Как-то приехал туда, смотрю – уже кресты на купола водружены. Я взял макет и прямиком к благочинному церквей Никольского округа протоиерею Александру Балглею. То, что он удивился этой работе – еще мягко сказано, но с большим удовольствием макет мне освятил…»

— А в этой церкви я однажды ночевал, — пришел черед уже мне удивить собеседника, когда мы перешли к соседнему экспонату. – Во время поездки по Алтаю миссионерской группы Татианинского храма при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2005 году представителей сильного пола в селе Быстрый Исток разместили на ночевку прямо в Покровском храме. Мне как «заслуженному ветерану» позволили выбрать VIP-место в изолированной исповедальне…

— Да что вы говорите?! Интересно… Тогда еще жив был строитель этого храма – народный артист Валерий Золотухин. Он ведь родился в Быстром Истоке, теперь и похоронен там же… Я успел точно такой же макет подарить ему в театре… Была немного похожая история с личными воспоминаниями – во время выставки моих работ в Храме Христа Спасителя. Смотрю, вокруг макета Троицкого храма в Антарктиде, который я сложил по предоставленным знаменитым полярником Чилингаровым чертежам, ходит солидный мужчина с бравой выправкой. Хотел ему рассказать об экспонате, а он: «Не надо… Я ведь его перевозил!» Оказалось – вертолетчик Петр Задиров, который перебрасывал сруб с борта ледокола на материк.

«Храмами не торгую»

Отсчет своему увлечению Гуральник ведет с последних лет своей карьеры военнослужащего. Кадровый офицер инженерных войск, он тогда служил в Уссурийске и решил незадолго до выхода на пенсию восполнить пробелы в образовании – поступил на заочное отделение истфака Дальневосточного государственного университета. «Со знаменитым сибирским археологом академиком Алексеем Окладниковым во время летней практики мы раскопали остатки какого-то древнего сооружения. Оказалось – сруб старинной церкви, — вспоминает Владимир Яковлевич. – Тогда-то я и «заболел». Первые работы, конечно, были примитивными, по-настоящему развернуться удалось после выхода на пенсию».

После увольнения в запас Гуральник, коренной москвич с Рождественского бульвара, осел с семьей в ближнем Подмосковье. Удивительно, но у него, человека без строительного и архитектурного образования, за плечами уже свыше двух сотен макетов, а его просветительская деятельность удостоена премии подмосковного губернатора. Большинство готовых изделий Владимир Яковлевич безвозмездно передал в частные и в музейные коллекции, но солидная часть – около четырех десятков – выставлена в Центральной городской библиотеке им. Д. Кедрина, где при содействии заведующей Светланы Хомутской собрание удалось оформить в виде симпатичной экспозиции в отдельном помещении.

Хотя, признаться честно, в этой комнатке уже тесновато. Работать-то Гуральник не прекращает, и макеты еле помещаются в стеклянных витринах…

Дмитрий Анохин, фото Владимира Ходакова

Посмотреть на работы Владимира Гуральника можно в Библиотеке им. Д. Кедрина по адресу Мытищи, Летная ул., 14 корп. 1.

Поделиться

Комментирование закрыто