МАТРЕНИН ЮБИЛЕЙ

0

100 спектаклей солженицынской героини

Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова в сотый раз представил публике спектакль «Матренин двор» по одноименному рассказу Александра Солженицына. Далеко не каждая постановка достигает такого солидного рубежа.

«Православная Москва» разбирается, почему судьба простой крестьянки Матрены
так трогает сердца.

Моралей не читают

В рассказе Солженицына мы не найдем описания церковных таинств или молитвы. Но это отнюдь не означает, что Матрена Захарова (в рассказе – Григорьева), прообразу которой в этом году, кстати, исполнилось бы ровно 120 лет (см. справку), не верила в Бога. Ее праведность вырастает не из отстраненного интеллектуального мудрования, а из народной религиозности.

Идея инсценировки рассказа «Матренин двор» принадлежит актеру, выпускнику Театрального училища им. Бориса Щукина Александру Михайлову, известному по художественному фильму «Формула любви» (молодой помещик Алексей Федяшев). «Еще в студенческие годы я мечтал сделать серьезное произведение, – рассказывает Александр. – Хотелось, чтобы это было и интересно, и глубоко, и поучительно, но без «указательного пальца» морализаторства».

Александр обратился к заслуженному деятелю искусств РФ режиссеру Владимиру Иванову, который согласился сделать постановку. В его трактовке частная история одной женщины предстает судьбой всей России. «Мы внутренне совпали с нашим режиссером, – замечает исполнительница заглавной роли Елена Михайлова. – Кто-нибудь другой на его месте мог превратить всю историю в триллер с поездом».

Тишина с частушками

Спектакль разыгрывается всего двумя актерами, супругами Александром и Еленой Михайловыми. В этом его и сложность, и достоинство: режиссер сумел найти гармонию дуэтного прочтения произведения. Зритель погружен в атмосферу советской деревни 1950-х годов. Здесь нет лишних деталей или слов. Важна даже тишина.

matronindvor

«В произносимом Александром монологе Игнатича возникает цезура, – приводит пример Владимир Иванов, – и в нее попадает звук поезда. Работая над постановкой, нам важно было нащупать синхронность сосуществования актера со средой. Также принципиально мы отказались использовать вокальные возможности исполнителей, которыми они прекрасно владеют».
Впрочем, весь спектакль сопровождает единственный мотив. Так ветер колышет в поле сухие травы и бледные цветы. Оказывается, это рекрутские частушки, когда-то раз услышанные от педагога Гнесинского института Светланы Игнатьевой и записанные Еленой Михайловой для музыкального сопровождения спектакля.

Крест средь бревен

 «Все, что происходит в «Матренином дворе», – размышляет Владимир Иванов, – не случайно. Все сошлось: автор, исполнители, оформление, время. И жить этот спектакль будет, пока актеры смогут его переживать».

Одним из кульминационных эпизодов спектакля становится сцена разрушения дома Матрены. По бревнышкам разбирают старинную горницу. Вот уже нет крыши и стен, и вдруг… обнажается крест. Идея такого оформления принадлежит художнику-постановщику Максиму Обрезкову. «Образ праведницы, мученицы Матрены, как и образ праведной деревни – самые главные в спектакле, – поясняет режиссер, – а путь праведника всегда связан с крестом, с Голгофой».

На столике в гримерной актеров соседствуют портреты Матрены и Александра Солженицына. Рядом с фото писателя – автограф, который он сделал за пять месяцев до собственной смерти: «Елене и Александру Михайловым (моим Матрене и Игнатичу). 24.03.08»

На столике в гримерной актеров соседствуют портреты Матрены и Александра Солженицына. Рядом с фото писателя – автограф, который он сделал за пять месяцев до собственной смерти: «Елене и Александру Михайловым (моим Матрене и Игнатичу). 24.03.08»

«Я сначала поняла Матрену неправильно, – делится Елена Михайлова.  – Думала, что моей героине ничего не нужно, ее характер выражается через непротивление злу. Нет, Матрена мучается от всей несправедливости, но все время работает над собой. Звучит это как-то формально, а ведь на самом деле такая работа – тяжкий труд! Она постоянно настраивает себя на добрый лад, чтобы простить, пожалеть, оправдать других. Ее деверь Фаддей не захотел дождаться смерти Матрены и решил забрать завещанную его дочери Кире часть избы. Что хотели услышать люди, когда Фаддей стал разрушать дом? Что сейчас она возмутится? А Матрена кротко говорит: «Это для него строили…» И оправдывает. Вот образ праведника. Кроме того, наша Матрена – радостная, веселая, общительная. Она ведь и с сестрами плясала. А когда подступает дикая обида – себя переламывает, перебарывает и  уже спешит другим на помощь. Это меня поражает. Недосягаемая высота! Не случайно Наталья Дмитриевна Солженицына написала на первой афише пожелание: «Чтобы не переводились праведники на нашей земле».

Анастасия Чернова


Справка:

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» основан на подлинных событиях. В реальности героиню звали Матрена Васильевна Захарова (1896–1957). События происходили в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе – Тальново). Автор без прикрас и излишней патетики показал жизнь крестьянки – простоватой женщины с прекрасной душой. Впервые опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году. Премьера одноименного спектакля состоялась 13 апреля 2007 года (это событие «ПМ» осветила в №5 за тот же год). Актеры: Матрена – Елена Михайлова, Игнатич (вернувшийся из заключения постоялец Матрены) – Александр Михайлов.

Поделиться

Комментирование закрыто