МОЖНО ЛИ УБИВАТЬ ЖИВОТНЫХ?

0

О гуманизме в деле охраны природы, или кто дал людям право убивать братьев меньших

Поводом для сегодняшнего разговора послужили участившиеся сообщения СМИ о случаях жестокого обращения с животными.

Традиционный вопрос номера мы адресуем в прошлое, на 113 лет назад. Замечательный проповедник и публицист архиепископ Амвросий (Ключарев) (1820–1903) уже в то время обращал внимание на пагубную жестокость по отношению к живой твари, акцентируя внимание на особенностях психики детского возраста, когда формируется характер человека.

amvr03

«Господь Бог создал и украсил мир бесчисленным множеством разнообразных творений, носящих на себе проявления высочайшей благости, всемогущества и премудрости Божией. Между этими созданиями занимают самое видное место бесчисленные роды животных четвероногих, птиц, рыб, земноводных и насекомых. Все они имеют разнообразную красоту, хранят свой род, не смешиваясь с другими, имеют удивительные способности устраивать удобные для себя жилища и добывать пищу.
Может возникнуть недоумение – как же мы считаем себя вправе убивать животных? Это право даровано нам от Бога и с особенною ясностью выражено в Священном писании. Животные не имеют бессмертной души, и для них нет вечной будущей жизни; со смертью для них все кончается, лишь бы только смерть их была мгновенная и без истязаний.

К несчастью, ныне, от страсти к обогащению и роскоши, так усилилось истребление особенно красивых и дорогих диких животных, что многим породам грозит совершенное истребление. Нельзя при этом не сказать, что человек, по своей греховности и развращению, из всякого права, дарованного ему от Бога, склонен сделать злоупотребление, и всякий дар благости Божией растратить безрассудно и даже употребить себе во вред.

zivotn2

Есть в душах человеческих прирожденные добрые свойства справедливости, сострадания. Эти свойства особенно живы в сердцах неиспорченных детей. Они с горестью замечают обиды и незаслуженные оскорбления своих товарищей и подруг – и плачут вместе с ними. Эти прекрасные чувства пробуждаются в них и при виде страдания всякого живого существа: им жалко видеть ушибленного голубя, израненного котенка. Эти чувства в детях неиспорченных сохраняются надолго, с ними они возрастают и укрепляются вместе с другими добрыми свойствами. Конечно, дети, прежде всего, должны понять, что жестокое и безжалостное обращение с животными есть грех и притом немалый, так как он явно противен воле Божией и незаметно ведет к другим тяжким грехам».

Опубликовано: №21 (610) ноябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто