МУЧЕНИК ТРИФОН В МОСКВЕ

0

14 февраля Православная Церковь вспоминает святого мученика Трифона 

Святой мученик Трифон родился в начале III века близ города Апамеи во Фригийской области. Помогая родителям, он с раннего детства проводил свое время на пастбище, где приучил себя к молитвенному подвигу. Окрестные жители с юных лет знали Трифона как чудесного исцелителя, изгоняющего бесов и врачующего недуги. Святому было всего семнадцать лет, когда он с помощью Божией изгнал беса из дочери императора Гордиана и по его просьбе сумел показать ему диавола видимым образом, в виде черного пса с огненными глазами, голова которого влачилась по земле. Свидетели этого зрелища были поражены страхом и, оставив языческое нечестие, обратились ко Христу. По смерти Гордиана, во время гонения императора Декия, в 250 году, за исповедание Истинного Бога святой Трифон был подвергнут жестоким мучениям и усечен мечом.

На Руси мученик Трифон издавна пользовался особой любовью. Это один из самых почитаемых святых в столице. Этому святому посвящен храм в Напрудном. И даже существует предание, тесно связанное с историей этой московской церкви.

Храм мученика Трифона в Напрудном

Вот что рассказывает святитель Димитрий Ростовский, автор четьих-миней: «Однажды на охоте у царя Иоанна Васильевича Грозного, по какой-то оплошности сокольника боярина Трифона Патрикеева, улетел любимый кречет; царь приказал этому сокольнику во что бы то ни стало разыскать кречета в три дня, в противном случае угрожая смертною казнью. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и от сильного изнеможения заснул крепким сном под деревом. Перед этим Патрикеев усердно молился о помощи святому мученику Трифону, которого, по самому имени своему, считал покровителем и надежнейшим руководителем. И видит сокольничий дивной сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и держит на руке царского кречета. «Возьми, — говорит, — пропавшую твою птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься». Проснулся сокольник и видит — на руке у него действительно сидит царский кречет, которого он и отвез к Грозному, причем рассказал ему и свое видение. Прежний гнев государя и угрожавшее сокольничему страшное бедствие заменились милостями царскими, и благочестивый боярин Трифон Патрикеев, в благодарность пред Богом и пред угодником Божиим святым мучеником Трифоном за спасение своей жизни, немедленно построил сперва часовню на том месте, где нашел своего сокола, а потом, как говорят, при содействии даже самого государя, соорудил близ этой часовни и каменную церковь во имя святого мученика Трифона, на том самом месте, где совершилось вышеописанное явление ему сего святого мученика».

«Чудо мученика Трифона о соколе» имеет несколько вариантов — это и официальная версия, подтвержденная историческими фактами, и народная легенда, вошедшая в песни, баллады и романы; есть и наиболее распространенная версия, которая старается примирить легенду с официальной историей.

Согласно официальной версии чудо произошло в середине XV века, в правление Ивана III. Свидетельствовал об этом чуде сокольничий-боярин великого князя — то есть заведующий соколиной охотой князь Иван Юрьевич Патрикеев — двоюродный брат Ивана III.

Князь Иван Юрьевич Патрикеев (1419-1499) — боярин, воевода Василия II Темного и Ивана III, по отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Дед князя Патрикеева — Патрикей Наримунтович — внук Гедимина — великого князя Литовского, давший имя для этой отрасли рода. Его сын, князь Юрий Патрикеевич, женился на Анне, внучке Дмитрия Донского и сестре Василия II. Князь Иван Юрьевич был, таким образом, двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы. Женат он был на Евдокии Владимировне Ховриной. У них был сын Василий.

В 1480 году во время нашествия хана Ахмата он был оставлен Иваном III в Москве как наместник. Патрикеев был одним из авторов Судебника 1497 года, точнее стоял во главе работавшей над Судебником комиссии.

Однако ситуация резко изменилась 31 января 1499 году. Князья Патрикеевы (сам Иван Юрьевич и сыновья Василий и Иван) и князь Семен Ряполовский были арестованы, а уже 5 февраля Семен Ряполовский был казнен по повелению Ивана III, то есть без суда.

Митрополит Симон вступился за князей Патрикеевых и вместо казни они были пострижены в монахи. Иван Юрьевич был пострижен в Троице-Сергиевом монастыре, где позднее и скончался.

Чудо о соколе произошло за несколько лет до опалы князя Ивана Патрикеева. В это время отношения великого князя с сокольничим-боярином были изрядно подпорчены — Иван III гневался на Патрикеева за своеволие в литовских делах. Поэтому, когда нерадением Патрикеева был упущен и улетел любимый великокняжеский сокол, Иван III и пригрозил Патрикееву лишением головы. Боярин был вынужден принять личное участие в поисках сокола, но все было напрасно. Тогда князь Патрикеев обратился с молитвой к святому, считавшемуся покровителем охотников и одновременно покровителем града Москвы — мученику Трифону. Мученик внял его молитве — и вернул Патрикееву пропавшего сокола. Сам Патрикеев рассказывал, что святой мученик явился ему в виде всадника с соколом в руках. Впоследствии именно это описание положило начало оригинальной русской иконографии мученика Трифона.

Но чудесное возвращение сокола не улучшило отношения князя Ивана Патрикеева с Иваном III. Вскоре князь Патрикеев начал строить храм во имя мученика Трифона — он выполнял обет, данный святому мученику. Но своевольное строительство храма на земле великого князя также не улучшило отношения великого князя с сокольничим-боярином. Однако строительство было благословлено митрополитом и в результате было доведено до конца уже великокняжескими мастерами, возможно, самим Аристотелем Фиораванти. Впоследствии, когда несколько лет спустя князь Иван Патрикеев с семейством попал в опалу, именно митрополит заступился за них и вымолил у Ивана III разрешение заменить смертную казнь монашеским постригом. Так что можно сказать, что явление мученика Трифона и в этот раз спасло голову князя Патрикеева.

Легенда переносит описываемые события на сто лет — во времена Ивана Грозного — внука Ивана III. Свидетелем чуда вместо сокольничего-боярина князя Патрикеева становится простой сокольник по имени Трифон. Он упустил царского сокола — и был послан на его поиски с наказом без ловчей птицы не возвращаться — в противном случае сокольника ждала казнь. Сокольник несколько дней искал пропавшего сокола, но все без толку. Утомившись и отчаявшись, он обратился к своему святому покровителю — мученику Трифону — с молитвой. После молитвы сокольник заснул — и в сонном видении ему представился скачущий на коне юноша, в руках у которого был потерянный сокол. Юноша назвался мучеником Трифоном. Он отдал сокола Трифону-сокольнику и стал невидим. После этого сокольник дал обет выстроить на месте обретения церковь во имя мученика Трифона.

Впоследствии эта легенда вошла во многие народные песни, былины и баллады. А в XIX веке писатель А.К.Толстой включил легенду о сокольнике Трифоне в свой роман «Князь Серебряный».

Третий вариант, объединивший историю и легенду, наиболее популярен. Эту версию и приводит в своих трудах святитель Димитрий Ростовский.

Все три вышеприведенные версии являются неотъемлемой частью предания. «Чудо мученика Трифона о соколе» положило начало оригинальной отечественной иконографии святого.

Где сейчас находятся мощи святого мученика Трифона?

В 1803 году митрополит Черногорский Петр Негош прислал из города Котор три частицы мощей мастеру серебряных дел Трифону Добрякову, выразившему благое желание создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. Добряков положил присланные ему частицы в серебряные вызолоченные мощевики и в 1812 году передал их императору Александру Благословенному. Государь пожертвовал их в 1819 году храм св. мученика Трифона в Напрудном. Это и есть тот храм, который построен по обету после чудесного явления святого и возвращении царского сокола. Святые мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону святого Трифона. После революции церковь была закрыта. Икону передали в Знаменскую церковь близ Крестовской заставы. Где икона пребывает по сей день и доступна для поклонения.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует поныне.

Священник Сергий Правдолюбов

Поделиться

Комментирование закрыто