НА СУДЕ МИЛОСЕРДИЯ

0

Информационные ленты ежедневно доносят до нас страшные вести. Каждый помнит телевизионные картинки, на которых характерно одетые люди под аккомпанемент криков «Аллах Акбар» уничтожают произведения искусства, причем не только христианского, но и, к примеру, буддистского происхождения, рушат историю народов. Конечно же, многие христиане переживают эту трагедию как личную.

Но главное переживание – за людей, которые за имя Христа подвергаются изгнанию с мест жительства, пыткам или смерти. Увы, среди современных верующих, наших соотечественников, есть те, кто даже в таких критических обстоятельствах не устает повторять: жертвы хоть и христиане, но не православные, а значит, Царствия Божия не наследуют. Вопрос о самой возможности помощи им такой постановкой вопроса как бы снимается: что значит смерть телесная по сравнению с погибелью вечной, адом? Очень мало.

Логично. Но бездушно. Вот скажите, дорогие законники, как нам относиться к недавнему убийству шестнадцати человек, устроенному боевиками в католическом приюте для престарелых в Йемене? Приют основан матерью Терезой, католичкой, известной удивительно самоотверженным доброделанием. Среди жертв боевиков – монахини, которые приносили окружающим добро, милосердно ухаживая за бездомными, давая пищу тем, кому нечего было есть, опекая болящих. Исламисты, ворвавшись в приют, зверски убили их.

Сочувствие этим людям – минимальный порог, за которым пропадает право называть себя не только настоящим верующим, но и просто нормальным человеком. Конечно, мы должны испытывать чисто человеческую солидарность с убитыми. Но это не все.

Сотрудники приюта пострадали не просто как врачи или медсестры, а как люди, носящие имя Христа и прославляющие Его своими делами. И дело не в том, к какой конфессии они принадлежали. Папа Римский тут совершенно ни при чем. Да, они католики, а мы православные, но в данном случае уместно вспомнить, что слово «православный» – это прилагательное к слову «христианин», и оплакать убитых не просто потому, что все мы братья во Адаме, но и потому, что мы братья во Христе.

Конечно, не мы будем решать, куда эти люди попадут после своей мученической кончины, в какой обители им быть, – Бог Сам определит их, куда изволит Его непостижимая справедливость и неизреченное милосердие. Но не чувствовать солидарности с людьми, пострадавшими за Христа, может только самое черствое сердце. Может быть, в этом случае уместно будет вспомнить недавнее евангельское чтение, которым готовит всех нас Церковь к Великому посту, – чтение недели о Страшном суде.

Господь утверждает принцип, по которому отделяются овцы от козлищ, праведники, которые войдут в Царство Небесное, от несчастных, которые будут изгнаны во тьму внешнюю. Принцип этот – доброделание. В евангельской притче не говорится больше ни о чем. Ни о чтении правильных книг, ни о хождении в правильный храм. Если вы накормили голодных, напоили жаждущих, приняли странствующих, навестили болящих, – говорит Господь – значит, Мне Самому помогли – идите в Царствие Божие, уготованное избранным от сложения мира. Участь же людей, не проявляющих милосердия, пусть они и выучили букву закона, – незавидная.

Нужно трезво оценить себя. Не будет ли наша ленивая жизнь в осуждение нам? Не более ли всех мы сами нуждаемся вовсе не в справедливости, а только и исключительно в милосердии Божием?

Протоиерей Михаил Дудко

Поделиться

Комментирование закрыто