НАС ЛЮБЯТ ОТ ТВЕРИ И ДО БРАТСКА

0

Интервью с художественным руководителем Московского драматического театра художественной публицистики, известным режис­сером и актрисой Еленой Леонидовной Живейновой.

2014 год для  Московского драматического театра художественной публицистики юбилейный – 25 лет со дня основания. «Кто бы мог тогда подумать, в 1989 году, что пройдем такой путь!» – говорит основательница и бессменная руководительница театра Елена Живейнова. Выпускница Высшего театрального училища имени Б. Щукина, актриса и режиссер – она создала абсолютно уникальный коллектив. Правда, у него до сих пор нет собственной сцены – своего дома, куда можно было бы пригласить зрителя. Но во властных структурах сказали: «В том-то и есть ваша самая настоящая миссия, что не люди приходят к вам, а вы сами приходите к людям». «Вот и весь сказ!» – говорит Елена Леонидовна, потомственная
москвичка, объездившая полстраны.

Расскажите, пожалуйста, о начале Вашей карьеры.

Надо было где-то работать после «Щуки». Устроиться было очень непросто…

После Щукинского училища, в основном, идут в театр имени Вахтангова…

Ну, меня туда никто не звал. И я ездила по провинции, в том числе и по самой отдаленной, ставила спектакли. Дома почти не бывала. А потом подумала: «Да я же все-таки москвичка!» Ну и времена пришли иные. Создала свой театр. Именно такой, какой хотела, такой, какого нигде больше не было. В стране тогда не было ничего, шаром покати со всех сторон. А у нас вышло, получилось. Но трудно было страшно. И дальше было очень трудно. Мы же долгие годы принадлежали сами себе. Порой сидишь вечером, после спектакля, и думаешь: «Чем заплатить артистам зарплату?» Потом стали государственными, стало, конечно же, легче.

То есть быть государственным театром лучше, чем частным?

Если нет верного спонсора или благотворителя – лучше быть все же государственным.

Значит ли это, что Вы не ищете благотворителя?

Нет у меня этой жилки, коммерческой. Кроме того, сейчас ведь все больше именно спонсоры – «ты – мне, я – тебе», а не благотворители, о которых рассказывает, кстати, наш спектакль «Прогулка по старой Москве». Спектакль не о самых известных меценатах. Но очень важно, что мы вспомнили о тех, кто так много сделал для своего родного города. Спектакль с песнями того далекого теперь уже времени – дореволюционного, со старинными романсами. «Я ехала домой…», например.

Да, нынче-то мало кто помнит старинные романсы…

Но встречают очень тепло. И не только этот спектакль, но и другие. Вот мы поставили к 200-летию Бородинской битвы «Склоняюсь перед именем твоим». Так тут не только Кутузов и Наполеон перед зрителем, но и любовь, и, конечно же, духовная тема, потому что в центре спектакля – судьба Маргариты Тучковой, что стала матерью Марией, основавшей на Бородинском поле обитель.

1812-6В репертуаре Вашего театра духовная тема занимает особое место…

Да, это так. Уже на протяжении 20 лет. В 1994 году мы поставили «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы», и получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II на показ спектакля. В 2003 году, к столетию прославления батюшки Серафима, представили рассказ «Великий святой земли Русской преподобный Серафим Саровский». Сценарий был написан на основе книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский». В этом году у нас новый спектакль – к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

У Вас нет своей сцены, Вы все время ездите куда-то выступать…

Да, то в кадетское училище, то в школу – и не только в Москве. Вот недавно были на совершенно замечательном празднике в Дзержинском. Это под Москвой. Город Дзержинский, главная улица Ленина, а на ней православный храм. Ну что тут скажешь, а? И монастырь тут Николо-Угрешский. И вот весь этот город праздновал Сретение. Прямо как семейный праздник всего города. Замечательно!

1812_afПолучается, что все Ваши спектакли благотворительные?

Ничуть не бывало. И господин Капков, руководитель столичного Департамента культуры, нам сказал: «Никакой благотворительности, приносите деньги». Хотя раньше бывало. Многие спектакли – целевые. Но если приглашает муниципалитет, то бывает и по билетам, которые продаем. Цены очень низкие – 200 рублей. И залы всегда полные. Но свой дом все же очень нужен. Тогда ведь и своя публика будет, свой зритель. Хотя порой, честно говоря, зритель может находиться физически очень далеко, но оказывается, что именно это вот твой зритель и есть. Так у нас было в Братске, куда пригласили сыграть сразу несколько спектаклей. Все оплатили, показали город, показали Байкал – такую, словом, устроили встречу! А уж как принимали спектакли!

Да, далеко Ваш зритель…

Так и в Твери так же было, хотя поначалу боялись. И Владыка Виктор, митрополит Тверской и Кашинский, сомневался насчет благословения. И батюшка, который воскресную школу привел, тоже говорил: «Вот сейчас мы увидим, что нам тут покажут». Зато потом у всех, кто сомневался, были прямо противоположные ощущения. Так что любят нас от Твери и до Братска.

Вы говорите, возникали сомнения. Это потому, что многие считают Православие и театр – лицедейство, как еще любят говорить – вещами несовместимыми?

Конечно! Но это же азы. Есть две стороны актерской игры: гражданская и создание образа. Их надо разделять. Ведь мы же не говорим о художнике, изобразившем злодея, что это он, художник, и есть. Или о композиторе. Так же и здесь. А артисты у нас все верующие. Мы постоянно контактируем с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Отдел рекомендует наши спектакли на духовные темы к показу. Вспомните слова Гоголя: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Александр Казанцев

prog_moskve-af pushkin2 pushkin7  pushkin-af sarovsky-af stal_zima-afpushkin10

Поделиться

Комментирование закрыто