НЕПИСАНОЕ ПРАВИЛО ИЛИ ОБРЯД?

0

Как отличить святую традицию от пустосвятства

То, что свечи в храме вполне можно передавать через левое плечо, все новоначальные христиане узнают с прочтением первой брошюрки о подготовке к исповеди и причащению. И от искусственных цветов покойник в доме вряд ли заведется – нигде святые отцы такого не говорят. Но в обрядовой церковной и околоцерковной жизни даже сейчас, в XXI веке, сохраняется множество традиций, которые, с одной стороны, канонам и литургическим преданиям не противоречат, а с другой – очевидным образом отживают свое.

Начинать ли важное дело в пост? Можно ли есть яблоки 18 августа до начала вечерни? Или лучше подождать Шестопсалмия и уж тогда?.. Ходить ли в баню после принятия Святых Даров? А если да – с зубной щеткой или без?

Распознать грань между подлинно православной, живой церковной традицией и пересказываемыми старушками «верными приметами» трудно. Но все-таки можно, считают наши эксперты.

Священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме (Красногорск): ВНЕШНЯЯ СТОРОНА ОБРЯДОВ «РАБОТАЕТ» НА ВОСПИТАНИЕ

Все эти традиции имеют очень полезное воспитательное значение для детей. Что у нас на Великий четверг? Четверговая соль. Ребенок запоминает… На Троицу – березки, на праздник Входа Господня в Иерусалим – вербы, на Преображение – яблоки. На селе раньше бытовала традиция на Покров накрывать большим покровом дом…

Вероучительного значения тут нет. Но люди, к сожалению, в массе духовно необразованные и поэтому усваивают только вот эту мягкую «пищу».


Протоиерей Валерий Степанов, клирик храма Мартина Исповедника на Таганке: ВИДОИЗМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИИ – ПРИЗНАК ТОГО, ЧТО ЦЕРКОВЬ ЖИВА

До революции 85% населения Российской империи составляли жители сельской местности, и Церковь была хранительницей христианской общины, всех ее многочисленных традиций. Крестьянская община была связана с сельскохозяйственным трудом. Не добудем мед – тяжело будет пост держать. Поэтому освящали сбор нового урожая меда. Будет плохой урожай – будет сложно запастись яблоками, репой и многими другими овощами-фруктами. Поэтому возникали разные чины благословения – поначалу в народе, потом они входили в чинопоследование, а сейчас есть и в большом Требнике.

Сегодня их исполнять не всегда уместно. Например, мало кто знает, что третий Спас – Ореховый, когда освящали начало сбора орехов. Но сейчас мало кто их собирает! То, что происходят подобные изменения – прекрасно. Значит, Церковь жива.


Архимандрит Мефодий (Морозов), настоятель московского подворья Соловецкого монастыря: РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ ВРЕДНА

Во многих вещах в отношении традиций нужно иметь голову на плечах и обладать православно-церковным духом. Это прежде всего любовь. За съеденное до Преображения яблочко голову никто не оторвет и анафеме не предаст. А традиция хранит, предостерегает, воспитывает. Почитайте «Лето Господне» Шмелева, и вы поймете, что такое традиции, черпающие свое начало прежде всего от Церкви, от любви.

Наша страна изначально аграрная. Поэтому, конечно, всем хотелось, чтобы Господь благословил выращенные плоды. И крестьяне несли первые яблоки в церковь, чтобы священник их освятил, и оставляли какую-то долю для храма. Но у нас есть и такое выражение: «ревность не по разуму» – когда каким-то таким традициям, не имеющим особенного значения в деле нашего спасения, придается непропорционально большое значение.


Игумен Кронид (Карев), настоятель Спасо-Преображенского скита Данилова монастыря: НЕ БОЙТЕСЬ СПРАШИВАТЬ, ОТКУДА ПОШЛА ТА ИЛИ ИНАЯ ТРАДИЦИЯ

Есть традиции, которые закреплены в богослужебном уставе: допустим, освящение свеч на Сретение Господне, освящение каких-либо благовонных зелий. Другие традиции взялись из источников, уже неразличимых через толщу времени. Конечно, нужно учиться отличать святость от пустосвятства. И то, что имеет основание в Священном, в литургическом предании, надо бережно сохранять. А если такого твердого основания нет – надо говорить об этом и разъяснять.


Игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря (Рязанская епархия), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. Есенина: СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ НЕОДНОРОДНО

С одной стороны, оно включает формальную часть. Сюда относятся чины, внешние действия, последования, которые мы бережем, передавая из поколения в поколение. С другой стороны, можно говорить о благодатном освящении свыше. Господь в день Пятидесятницы, сойдя на апостолов в виде огненных языков, сообщил им благодатные дары, которыми Церковь пользуется для спасения своих верных. И одно с другим сосуществуют в едином русле предания, не противореча друг другу. Поэтому есть теснейшая связь между церковной формальной традицией (внешними порядками) и тем Духом, Который дышит, где хочет, осуществляя дело нашего спасения.

Поэтому, взыскуя Духа, будем хранить и те внешние установления, которые Церковь положила в своей практике и передает из поколения в поколение.

Спрашивал Владимир Ходаков
Опубликовано: Номер 17 -18 (654 — 654) сентябрь 2018 года

Цитата

МНОГО ЛЮДЕЙ ПРАЗДНУЮТ ПРАЗДНИКИ
И ЗНАЮТ ИХ НАЗВАНИЯ, НО НЕ ЗНАЮТ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ОНИ УСТАНОВЛЕНЫ

Свт. Иоанн Златоуст

Поделиться

Комментирование закрыто