О ГНЕВНЫХ РАЗНОГЛАСИЯХ

0

Как спорить, чтобы родилась истина

Разногласия сами по себе – явление неизбежное, даже творческое. Как пишет апостол, надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19).

Сергей Худиев

Дискуссии в интернете многому способны научить. Здесь можно ознакомиться с мнением сведущих людей, и часто именно вовлеченность в спор побуждает человека углубляться в источники, поучаться в Писании и святоотеческих творениях. Да и сами святые отцы были немалые полемисты: многие из их трудов, раскрывающих православное вероучение, написаны как ответ или возражение кому-то.

В Церкви ясно обозначены догматические рамки. И внутри них вполне возможны разные мнения. Тем более, православные верующие могут иметь различные эстетические вкусы, придерживаться неодинаковых политических взглядов, по-разному оценивать те или иные события. Выражать несогласие – нормально! Вопрос, как мы это делаем. Духовная зрелость человека или хотя бы попытки приблизиться к ней проявляются в том, как он реагирует на мнение, с которым не согласен.

Наша падшая природа, «плоть», как ее называет апостол Павел, всегда видит в несогласии угрозу. Собеседник дает понять, что, по его мнению, я ошибаюсь. В конкурентной среде, где люди ищут не послужить другу другу, а превознестись один над другим, это выглядит как требующая яростного отпора попытка унизить.

Нашей горделивой падшей природе интересна не истина, а собственный статус. Как это кто-то может знать лучше меня? Как это кто-то будет наставлять меня в истине?

Я сам раздражаюсь, когда кто-то не соглашается со мной. Особенно сильно, когда с ужасом вижу, что оппонент, возможно, действительно прав. Очень трудно удержаться от гневного, язвительного ответа. В этой ситуации важно понимать, что гнев – не ревность об истине и не праведное негодование на грех. Это голос уязвленного самолюбия и гордыни. И со стороны это выглядит в высшей степени неубедительно и глупо. Как говорит апостол: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Иак. 3, 13).

Сергей Худиев
Опубликовано: №3 (640) февраль, 2018 г.

Поделиться

Комментирование закрыто