О ПОЧИТАНИИ НОВОМУЧЕНИКОВ

0

В конце января в Москве завершились XXII Международные Рождественские образовательные чтения. Их участники обсудили широкий круг вопросов, связанных не только с современным православным образованием, но и с просветительской и социальной деятельностью Церкви, а также актуальные проблемы российской науки и культуры. Предлагаем читателям репортажи о работе некоторых секций Рождественских чтений.

Секция «Осмысление подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской» состоялась в рамках Рождественских чтений «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие» под председательством архимандрита Порфирия (Шутова), наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

На секции был поднят вопрос о достойном почитании новомучеников и исповедников российских. Говорили не только о формальной памяти тех событий, но и о том, какое влияние они оказывают на жизнь Церкви, государства, каждого христианина.

Современная российская наука и современное массовое сознание не подготовлены к восприятию и осмыслению подвига новомучеников. Это вопрос понимания и восприятия всего ХХ века. Мы все вышли из Советского Союза, и даже поколение, родившееся после развала страны, все равно имеет отношение к Советской империи. Удивительно, с какой быстротой были разрушены все институты прошлого: власть, культура, общественный уклад. И только Церковь не поддалась этому разрушению, только Церковь связывает советскую Россию и Россию нынешнюю с Россией дореволюционной.

В докладе митрополита Архангелогородского и Холмогорского Даниила были озвучены страшные свидетельства мученичества того времени.

«Особенно на севере: в Холмогорах, на Соловках – происходило истребление цвета русской нации. Привозили вагонами, баржами. Расстреливали, убивали. Уходят интервенты из нашей страны с севера, часть Белой армии уходит на Мурманск, это 1920-е годы. И вот они попадают в окружение: двадцать тысяч молодых здоровых мужчин, они могут возделывать поля, строить дома – это двадцать тысяч рабочих рук. Но такая была злоба, что их всех собрали в лагерь в Холмогорах, в который был только вход, это был лагерь на уничтожение. Потом в Архангельск пришел комиссар Кедров и стал со своими отрядами рыскать по городу, выискивая белых офицеров, священнослужителей, интеллигенцию. Но и этого ему было мало. Он еще собирал их детей от 12 до 16 лет, выстраивал в шеренги и расстреливал. Архангельск в то время назывался «городом смерти».

Почему комиссары так ненавидели носителей русской культуры и особенно монашество? Потому что монахи – это воины Христовы, им невозможно переформатировать сознание, можно лишь уничтожить».
Тем не менее позитивные примеры почитания памяти новомучеников и исповедников российских есть. А.И. Чеснокова, член комиссии по канонизации святых Липецкой епархии, рассказала о молодежном конкурсе среди воскресных школ и православных гимназий, на котором дети представили очень интересные работы на тему «Новомученики и исповедники Липецкого края». Также были организованы мероприятия по увековечиванию и почитанию памяти святых: «Для распространения почитания святых липецкой комиссией по канонизации была инициирована доставка частиц мощей для мощевика собора Липецких святых. Состоялись две поездки в город Касимов Рязанской области за частицей мощей священноисповедника Сергия Правдолюбова, окончившего земной путь в городе Лебедяни Липецкой епархии, и в Данилов монастырь, где покоятся мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова), который родился в Липецкой области. В этих поездках участвовали воспитанники воскресных школ и представители молодежного центра».

Эта секция была организована силами игумена архимандрита Порфирия (Шутова) и братии Соловецкого монастыря. История гонений неразрывно связана с Соловецким монастырем, местом страдания сонма новомучеников и исповедников российских. Силами братии организуется музей, издаются труды по исследованию подвигов новомучеников, на федеральном уровне идет процесс определения статуса Соловецких островов с учетом интересов Русской Православной Церкви.

Диакон Сергий Правдолюбов

Поделиться

Комментирование закрыто