О РОССИИ, ДЕТЕКТИВАХ И СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

0

Гость номера – телеведущий Андрей Добров

Популярный телеведущий Андрей Добров откровенно признается, что, хотя атеистом не является, пока не готов назвать себя верующим. Cкорее, он – человек ищущий, интуитивно чувствующий беспокойство от того, что не обрел полноты смысла жизни, который, как свидетельствует христианский опыт, дается только Богообщением. Добров является еще и поэтом, и рок-музыкантом, периодически дающим сольные концерты. Перед одним из них и состоялась наша беседа.

IMG_1141

– Каждую свою информационно-аналитическую программу Вы предваряете словами «Новости, глазами нормального человека». Может ли телевидение воспитать этого самого нормального человека?
– Телевидение не воспитывает, это только средство коммуникации. Человек смотрит новости для того, чтобы не вариться в своем маленьком мирке, а быть в курсе происходящего вокруг. Уберите телевидение, газеты, интернет – какие источники информации останутся? Мы стремимся показывать мир, другое дело – каким именно? Почему новости «для нормального человека»? Безусловно, не надо приукрашивать действительность, потому что человек тогда получает не совсем правильное представление о мире и не готов к тому, что жизнь довольно жесткая. С другой стороны, показывать мир излишне жестоким мне кажется неправильным. Хороших людей в нем намного больше, чем плохих, и многие ситуации на самом деле не так страшны, как о них рассказывают.

Общепринятый подход на телевидении таков, что тексты телепрограмм пишут редакторы и ведущий под себя их изменяет. А я сам себе пишу все тексты, то есть выступаю не в качестве диктора. Конечно, увлекателен процесс ведения прямого эфира, который похож на спектакль, где все по секундам рассчитано. От этого получаешь серьезный драйв.

– Вас иногда называют православным монархистом. Вы согласны с этим?
– Скажем так, я вполне осознаю, что Россия – страна с тысячелетней православной историей и наш народ сформировался в этой традиции. Общаясь со старшими детьми, объясняю почему нужно читать Новый Завет, Библию. Говорю, что иначе вы не сможете разговаривать с другими людьми, вы не сможете понимать произведений искусства, в том числе современного, потому что вольно или невольно все строится на этих вечных сюжетах.

dobrov01

Что касается утверждений о том, что я монархист… В данный момент наиболее оптимальный вариант правления, на мой взгляд, – выборная монархия. Это органично для России, что подтверждает русская история конца XVI – начала XVII века. Борис Годунов, Шуйские, да и сами Романовы – это все цари, которые были выбраны. Ничего в этом плохого я не вижу. Не считаю, что за 4 года или даже за 12 лет человек может сформироваться как «хозяин земли Русской», как себя называл Николай II. Другое дело, что, конечно, важна не монархия, а монарх.

– Москва – Ваш родной город. Есть ли в столице места, с которыми у Вас связаны особые чувства, воспоминания?
– Моя семья живет в Москве, по-моему, уже 120 лет. Я родился и рос в Замоскворечье, и именно это место мне очень дорого. В 80-е годы нам пришлось переехать на Алтуфьевское шоссе. Сейчас потихонечку перемещаюсь обратно, ближе к центру. Не потому, что люблю центр, нет! Хочу, чтобы дети выросли, видя по-настоящему красивые здания. Убежден, что на формирование личности человека очень влияет окружающая городская среда – в каком архитектурном окружении ты растешь, таким и становишься.

Кроме того, я сейчас еще и книги пишу, действие которых происходит в самом начале XX века. Присутствие на месте событий, в тех, условно говоря, декорациях, где развертываются события, очень помогает в работе.

– В сентябре выходит Ваша новая книга. Каков ее жанр?
– Это детектив. Их целая серия, написано уже три книги, заканчиваю четвертую. Главный герой во всех книгах – Гиляровский, но в каждой у него появляются новые «докторы Ватсоны». В первой книге, например, таким «доктором Ватсоном» является двадцатипятилетний Федор Иванович Шаляпин, только что приехавший в Москву, только что обретший славу, спевший в «Хованщине» и собирающийся играть Бориса Годунова. Шаляпин очень трепетно относился к исторической достоверности – это помогало ему раскрыть образ. В сцене, где звучит знаменитая фраза «И мальчики кровавые в глазах», Шаляпину нужно было передать эмоции мучимого совестью убийцы. И Шаляпин вместе с Гиляровским, переодевшись, направляются на Хитровку, где знакомятся с жизнью представителей преступного мира.

В ноябре, как ожидается, выйдет вторая книга. Ее рабочее название – «Смертельный номер». Главными героями станут Гиляровский и Владимир Дуров. Сюжет разворачивается вокруг цирка Альберта Саламонского на Цветном бульваре. Сейчас это цирк Никулина. В начале 2016 года увидит свет третья книга с рабочим названием «Последний крик моды». Там фигурируют Гиляровский и Надежда Ламанова. Ее имя почти неизвестно сейчас, а она была одним из первых российских модельеров, творцом высокой моды.

– В одном из своих эссе Вы написали: «В России путешествие – это литературная форма». Куда в нашей стране Вы хотели бы поехать?
– На Алтай, на Байкал. Хотел бы еще раз побывать на Дальнем Востоке и просто поездить по Центральной России. К сожалению, работа позволяет выезжать из Москвы крайне редко и на очень короткое время. Поэтому чаще всего не имею возможности не просто погулять по городу, а пообщаться с людьми. Город – это не дома, это в первую очередь люди.

Меня всегда поражала общность культур, созданная в Советском Союзе, а шире – в Российской империи, когда ты с крайнего запада приезжаешь на самый дальний восток и люди разговаривают на одном языке. Слушают одну и ту же музыку, читают одни и те же книги, смотрят одни и те же фильмы и находятся в общем культурном контексте. Такого больше нигде нет вообще! Америка – большая страна, но там люди на юге лучше понимают по-испански, на севере по-английски, и у них разные культуры. Германия – маленькая страна, но люди с севера не понимают, что говорят, например, в Баварии, потому что там – другой язык. А здесь – такая махина и монокультурное пространство! Это, конечно, великое достижение нашей истории! Убежден, что его очень важно сохранить.

Беседовал Эдуард Маркелов,
фото Ксении Ходаковой

Поделиться

Комментирование закрыто