ОЧЕНЬ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК

0

142014116 июля 2014 года в Москве скончался российский живописец, мастер исторической картины, заслуженный художник Российской Федерации Павел Рыженко.

О Павле Рыженко вспоминают его духовник протоиерей Артемий Владимиров и А.К Сытов, руководитель Студии военных художников им. М.Б. Грекова, в которой Павел трудился с 2007 года.

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря.
– В течение многих лет мне пришлось духовно окормлять и опекать разных известных людей. Павел Рыженко был человеком очень русским. Он совершенно самостоятельно нашел свое призвание; пробившись в большое искусство собственным самоотверженным трудом, он достиг степеней и известности. Преподавал в Художественной академии, стал замечательным живописцем, трудами которого отечественная сокровищница живописи пополнилась монументальными историческими полотнами, галереями и портретами русских государей, начиная от Димитрия Донского и Александра Невского, кончая государем-самодержцем Николаем II. Как христианин Павел был очень искренним человеком. Он напоминал мне иногда литературного героя Достоевского, который, распиная свою гордыню, чувствовал себя ответственным за грехи всей вселенной. Он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса.

В последние годы его персональные выставки проходили по всей России. Мне приходилось видеть, как обыватели: простые школьники, московские старушки, молодые пары – задумывались над триптихом Павла Рыженко, посвященным Александру Невскому и преподобному Сергию Радонежскому, над его монументальными полотнами наподобие «Апокалипсиса» или панорамами, изображающими Крещение Руси, Куликово поле, стояние на реке Угре. Павел отличался удивительной работоспособностью, основой которой была жертвенность. Любовь Павла к Церкви, к России, к русской истории делала его душу необыкновенно чуткой и отзывчивой. Он нуждался не столько во сне и отдыхе, сколько в воплощении своих творческих замыслов, которые распространялись и на живопись, и на кинематографию. Так, Павел пытался создать замечательный сценарий о Колчаке, сценарий о Русско-японской войне. Много было еще творческих планов и начинаний.

Художника можно сравнить с Александром Сергеевичем Пушкиным, скончавшимся в творческом расцвете сил. Помимо естественной горечи о его ранней кончине, есть ощущение, что Бог призвал Павла, освободил его от непосильных трудов. Все-таки у нас нет чувства утраты. Мы: родственники, друзья, духовные соратники Павла Рыженко – чувствуем, что он не умер, но, взойдя к Божьему Престолу, с удвоенной энергией молится о возрождении России, о предотвращении мировой войны, молится за детей и взрослых, за всех нас. Вечная память заслуженному художнику России Павлу Рыженко. Его картины говорят сами за себя, свидетельствуя о том, что душа Павла жива. Биение его сердца, биение духовное, раскрывается через картины, которые говорят не о суетном, не о скоропреходящем, но о вечном предназначении нашей Родины, о том, как человеку прийти ко Христу.
14201448

Александр Капитонович Сытов, художественный руководитель Студии военных художников им. М.Б. Грекова
– Павел Викторович Рыженко был исключительным человеком. Наверное, я никогда в своей жизни таких не встречал и, скорее всего, не встречу уже. Могучего телосложения, русский богатырь, глубоко верующий человек, любящий историю России, любящий свою страну. Недавно в Свято-Тихоновой пустыни, монастыре рядом с Калугой – городом, где Павел родился – ему заказали диораму «Стояние на реке Угре». Естественно, Павел с воодушевлением взялся за эту работу, но, к сожалению, не успел завершить. Будем заканчивать в память о Павле всем миром.
Огромное сердце у него было, огромная душа. Он легко сходился с людьми. Традиционного приветствия, рукопожатия ему было мало. Он стремился человека обнять, чтобы поделиться своим теплом и радостью от встречи. И художник он был такой же. Увлеченный и увлекающийся. Много писал на исторические сюжеты, особенно по истории Древней Руси. Петровскую эпоху он не любил. Его темой было то, что связано с Сергием Радонежским, с Димитрием Донским. Работал стремительно. Вечером говорит: «У меня есть идея». Утром приходишь – идея уже зарисована. Когда успевал? Откуда черпал материал? Видимо, из своей неуемной души, неуемной фантазии, рождающей исторические образы. Похожи герои полотен на тех исторических персонажей, которые реально участвовали в событиях? Не похожи? Это не важно. Главное, что образы убедительны. Не возникало сомнения в том, что Павел Рыженко с ними общался и виделся. Получались абсолютно живые, настоящие люди.

«Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, рубежу, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом».
Павел Рыженко

14201427Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми… Словно не предстоит ему, Сергию, за Литургией вслух называть имена героев, в этот миг уходящих в рай с дымящегося кровью поля Куликова. И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Ты победишь!».
Павел Рыженко о картине «Благословение Сергия»

 

Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто