ОН ПОССОРИЛСЯ С БОГОМ

0

Котенок, Калоев и Нагиев в художественном фильме «Непрощенный»

Борт «Башкирских авиалиний» столкнулся в воздухе с грузовым авиатранспортным судном. У героя картины Виталия Калоева (Дмитрий Нагиев) в небе над Боденским озером погибли жена и двое детей. Как сказал режиссер Сарик Андреасян на представлении фильма, описывающего эту историю 16-летней давности, нет такого слова, которым можно назвать мужчину, потерявшего семью, и нет таких слов, которыми можно было бы описать его боль.

Как обещала худрук российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова, кинолента призвана сломать несколько стереотипов и вызвать много споров. Эти надежды, безусловно, оправдались. Предметов для споров тут множество – начиная от самого главного героя, посчитавшего себя возможным «вязать и решить», до названия фильма (лично мне непонятно, кто именно не простил Калоева – он сам, Господь, погибшие родные, семья убитого им диспетчера?) и слогана «Я поссорился с Богом». Эту фразу, кстати, произносит главный герой.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ГЕРОЙ ЕДЕТ НА КЛАДБИЩЕ К РОДНЫМ И ПРОСИТ У НИХ ПРОЩЕНИЯ, ГОВОРЯ, ЧТО НЕ МОГ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ. ТО ЕСТЬ, СОВЕСТЬ ЕГО МУЧАЕТ. НАВЕРНОЕ, САМ СЕБЯ ОН НЕ ПРОСТИТ – ТАК КАЖЕТСЯ ЗРИТЕЛЮ. НО НЕТ – АВТОРЫ ФИЛЬМА, ПОХОЖЕ, ИНОГО МНЕНИЯ.

Конечно, беду Калоева можно понять. От диспетчера и от его начальства Виталий просил лишь извинений, и в Германию ехал не убивать. «Я умер, – говорит герой, – умер в момент авиакатастрофы, и я никого не хотел убивать. Они должны были попросить прощения у меня и у других людей». По закону совести – должны были, но не сделали этого, предпочтя откупиться деньгами. Но разве это давало право самому Калоеву отнимать жизнь у другого человека? Разве это дало ему право встать на место Бога и наказывать виновного диспетчера? У которого тоже семья…

Отомстив за гибель собственного ребенка, герой осиротил чужого. Да, в мире много несправедливого. Происходят несчастные случаи, идут войны, погибают люди, и всегда кто-то в этом виноват. Но мы не вправе судить этого виноватого – есть Господь, который рассудит беспристрастно и каждому воздаст по его делам.

Калоев был приговорен к восьми годам заключения. Освободился раньше по амнистии, и в аэропорту после этого его встретили рукоплесканиями. Но как он будет жить дальше – поднявший руку на человеческую жизнь? Первым делом герой едет на кладбище к родным и просит у них прощения, говоря, что не мог поступить иначе. То есть, совесть его мучает. Наверное, сам себя он не простит – так кажется зрителю. Но нет – авторы фильма, похоже, иного мнения. Через полгода герой находит около крыльца своего дома маленького котенка и принимает его. При этом вокруг зеленеют кусты, бушует весна, весна новой жизни, к которой возрождается герой…

Мне такой финал видится лишним и надуманным. Он обедняет картину. Для меня фильм кончился задолго до этого финала – когда в новостях передали, что диспетчерская компания признана виновной в катастрофе, и директор компании извинился в эфире перед семьями погибших, причем на русском языке. Был еще момент, когда выпущенный из тюрьмы Калоев возвращается на Родину, и стюардесса говорит ему «Добро пожаловать домой». Это тоже могло быть финалом, но уж никак не хеппи-энд в виде заблудшего котенка.

В заключении хочется отметить потрясающую операторскую работу Морад Абдель Фаттаха. Камера в его руках была словно живая, и во многом успех фильма (а он будет) – от зрительного ряда. Интересен и неожидан Дмитрий Нагиев в роли Калоева. Ему веришь от начала и до конца, если бы не дикция актера, из-за которой часто трудно разобрать, что он говорит.

Елена Ульянова, киновед

Специально для «ПМ»

Сарик Андреасян, режиссер:

– Этой истории уже много лет. Она в свое время вызвала резонанс, к ней очень неоднозначно относились во всем мире, и именно эта неоднозначность привлекла меня как режиссера. Я постарался рассказать эту историю максимально нейтрально на кинематографическом эмоциональном уровне. Думаю, каждый человек, который посмотрит картину, выйдет из зала со своим мнением.

Справка

НЕПРОЩЕННЫЙ. 2018 год, Россия

Режиссер Сарик Андреасян
Сценарий: Алексей Гравицкий, Сергей Волков, Мэттью Джейкобс
Оператор Морад Абдель Фаттах
Композитор Марк Дорбский
В ролях: Дмитрий Нагиев, Роза Хаируллина, Марджан Аветисян, Михаил Горевой, Самвел Мужикян, Вадим Цаллати, Карина Каграманян, Артем Шкляев, Ирина Безрукова, Себастьян Сисак и другие.

Поделиться

Комментирование закрыто