ОТ ДЖОТТО ДО ЭЛЬ ГРЕКО

0

Святое Семейство, ангелы, пастухи и волхвы на полотнах знаменитых западных художников

Сегодня, 25 декабря, некоторые Православные Церкви, такие, например, как Кипрская, Румынская, Болгарская отмечают Рождество. Каким представляли себе это событие западноевропейские живописцы – в нашей подборке.

Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1303–1305. Роспись капеллы Скровеньи, Падуя

Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1303–1305. Роспись капеллы Скровеньи, Падуя

Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1303–1305. Роспись капеллы Скровеньи, Падуя

Джотто создал произведение, казавшееся современникам настоящим чудом. Фигуры на стенах капеллы словно живут в реальном пространстве и выражают подлинные человеческие чувства. Один из волхвов, царь Каспар, стоя на коленях, склоняется для поцелуя к ногам Христа. Перед этим он снял с себя корону, подчеркивая свое благоговение перед Богомладенцем. Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. Они приехали на верблюдах. Едва ли Джотто когда-нибудь видел этих животных, поэтому он изобразил их голубоглазыми, с лошадиными копытами и ослиными ушами. А вот Вифлеемская звезда на фреске, возможно, навеяна видом кометы Галлея, которую художник мог лицезреть в 1301 году.

Гертген тот Синт Янс. Поклонение Младенцу. Ок. 1490. Национальная галерея, Лондон

Гертген тот Синт Янс. Поклонение Младенцу. Ок. 1490. Национальная галерея, Лондон

Гертген тот Синт Янс. Поклонение Младенцу. Ок. 1490. Национальная галерея, Лондон

Это полотно средневекового художника поражает своей трогательностью. Богомладенец изображен на нем с использованием минимальных выразительных средств. Живописец показывает Христа без одеяния. Младенец беззащитен. Но одновременно Он – единственный и очень мощный источник света, который вытесняет густой мрак полуразвалившегося хлева. В этом смысле Гертген тот Синт Янс – новатор среди нидерландских художников: он первым из них изобразил ночь. Этот живописец считается выдающимся мастером религиозной темы. Однако если прочие его полотна изобилуют множеством деталей, а сами картины поражают мощным колоритом, здесь автор проявляет аскетизм.

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Уффици, Флоренция

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Уффици, Флоренция

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Уффици, Флоренция

Немецкий живописец создал это полотно между двумя путешествиями в Италию. Искусствоведы называют «Поклонение волхвов» одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494 и 1505 годами. Он не стал, как многие его предшественники, уделять внимание пышному кортежу волхвов. Вместо этого в своей картине Дюрер изобразил несколько всадников на дальнем фоне. Лишь одного из них он подпустил к волхвам. Интересно, что центральная фигура (второй волхв) – автопортрет художника. Альбрехт Дюрер вводит в свою картину трогательную деталь: Богомладенец с любопытством открывает ларец, где лежит принесенное Ему одним из волхвов золото. Восточный мудрец смотрит на Спасителя серьезным и вдохновенным взглядом. Алтарное полотно демонстрирует, сколь искусно Дюрер сочетал в своем творчестве элементы итальянской живописи с традициями германской культуры. Для северной школы характерны яркие, похожие на эмаль, краски и любовное отношение к деталям. В то время как «пирамидальное» расположение центральных фигур относит нас к итальянской живописи эпохи Возрождения.

Антонио да Корреджо (Аллегри). Поклонение пастухов (Ночь). Ок. 1530. Галерея старых мастеров, Дрезден

Антонио да Корреджо (Аллегри). Поклонение пастухов (Ночь). Ок. 1530. Галерея старых мастеров, Дрезден

Антонио да Корреджо (Аллегри). Поклонение пастухов (Ночь). Ок. 1530. Галерея старых мастеров, Дрезден

Самая известная работа итальянского живописца Корреджо. По праву считается первым в европейской живописи монументальным произведением с изображением ночной сцены. Все происходящее в хлеву построено на игре жестов. Счастливая Дева Мария с материнской нежностью обнимает Богомладенца, источающего волшебный свет. Одна из служанок прикрывается рукой: исходящий от новорожденного Христа свет ослепительно-ярок, – другая же радуется вместе с опирающимся на посох пастухом. Святой Иосиф будто не участвует в происходящем и тянет упирающегося осла. Ангелы и вовсе вплывают в картину на облаке. Их тела переплетены и пронизаны лучами. Несомненно, Корреджо был непревзойденным мастером искусства передачи света и контрастов. Эти приемы художника-новатора создают в картине иллюзию реального ночного освещения, увеличивают и округляют формы и выхватывают из тьмы отдельные фигуры.

Эль Греко. Поклонение пастухов. 1612–1614. Музей Прадо, Мадрид

Эль Греко. Поклонение пастухов. 1612–1614. Музей Прадо, Мадрид

Эль Греко. Поклонение пастухов. 1612–1614. Музей Прадо, Мадрид

Лебединая песня знаменитого испанского художника греческого происхождения. Картина отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Ей присущи причудливые формы и позы. Художник подвергает изображаемые тела экстремальному искажению. Эта черта характерна для всех поздних картин Эль Греко. Пастухи и ангелы празднуют чудо только что родившегося Богомладенца. Их движения нам кажутся танцевальными, и эта энергия невероятно оживляет полотно. Автор использует разительные контрасты между светлыми и темными переходами, что только добавляет драматизма. А Младенец сам излучает свет, играющий на лицах босоногих пастухов. По свидетельству одного из учеников художника, пастух в красном одеянии на первом плане – автопортрет Эль Греко.

Галина Беспалова

Поделиться

Комментирование закрыто