Святое Семейство, ангелы, пастухи и волхвы на полотнах знаменитых западных художников
Сегодня, 25 декабря, некоторые Православные Церкви, такие, например, как Кипрская, Румынская, Болгарская отмечают Рождество. Каким представляли себе это событие западноевропейские живописцы – в нашей подборке.
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1303–1305. Роспись капеллы Скровеньи, Падуя
Джотто создал произведение, казавшееся современникам настоящим чудом. Фигуры на стенах капеллы словно живут в реальном пространстве и выражают подлинные человеческие чувства. Один из волхвов, царь Каспар, стоя на коленях, склоняется для поцелуя к ногам Христа. Перед этим он снял с себя корону, подчеркивая свое благоговение перед Богомладенцем. Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. Они приехали на верблюдах. Едва ли Джотто когда-нибудь видел этих животных, поэтому он изобразил их голубоглазыми, с лошадиными копытами и ослиными ушами. А вот Вифлеемская звезда на фреске, возможно, навеяна видом кометы Галлея, которую художник мог лицезреть в 1301 году.
Гертген тот Синт Янс. Поклонение Младенцу. Ок. 1490. Национальная галерея, Лондон
Это полотно средневекового художника поражает своей трогательностью. Богомладенец изображен на нем с использованием минимальных выразительных средств. Живописец показывает Христа без одеяния. Младенец беззащитен. Но одновременно Он – единственный и очень мощный источник света, который вытесняет густой мрак полуразвалившегося хлева. В этом смысле Гертген тот Синт Янс – новатор среди нидерландских художников: он первым из них изобразил ночь. Этот живописец считается выдающимся мастером религиозной темы. Однако если прочие его полотна изобилуют множеством деталей, а сами картины поражают мощным колоритом, здесь автор проявляет аскетизм.
Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Уффици, Флоренция
Немецкий живописец создал это полотно между двумя путешествиями в Италию. Искусствоведы называют «Поклонение волхвов» одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494 и 1505 годами. Он не стал, как многие его предшественники, уделять внимание пышному кортежу волхвов. Вместо этого в своей картине Дюрер изобразил несколько всадников на дальнем фоне. Лишь одного из них он подпустил к волхвам. Интересно, что центральная фигура (второй волхв) – автопортрет художника. Альбрехт Дюрер вводит в свою картину трогательную деталь: Богомладенец с любопытством открывает ларец, где лежит принесенное Ему одним из волхвов золото. Восточный мудрец смотрит на Спасителя серьезным и вдохновенным взглядом. Алтарное полотно демонстрирует, сколь искусно Дюрер сочетал в своем творчестве элементы итальянской живописи с традициями германской культуры. Для северной школы характерны яркие, похожие на эмаль, краски и любовное отношение к деталям. В то время как «пирамидальное» расположение центральных фигур относит нас к итальянской живописи эпохи Возрождения.
Антонио да Корреджо (Аллегри). Поклонение пастухов (Ночь). Ок. 1530. Галерея старых мастеров, Дрезден
Самая известная работа итальянского живописца Корреджо. По праву считается первым в европейской живописи монументальным произведением с изображением ночной сцены. Все происходящее в хлеву построено на игре жестов. Счастливая Дева Мария с материнской нежностью обнимает Богомладенца, источающего волшебный свет. Одна из служанок прикрывается рукой: исходящий от новорожденного Христа свет ослепительно-ярок, – другая же радуется вместе с опирающимся на посох пастухом. Святой Иосиф будто не участвует в происходящем и тянет упирающегося осла. Ангелы и вовсе вплывают в картину на облаке. Их тела переплетены и пронизаны лучами. Несомненно, Корреджо был непревзойденным мастером искусства передачи света и контрастов. Эти приемы художника-новатора создают в картине иллюзию реального ночного освещения, увеличивают и округляют формы и выхватывают из тьмы отдельные фигуры.
Эль Греко. Поклонение пастухов. 1612–1614. Музей Прадо, Мадрид
Лебединая песня знаменитого испанского художника греческого происхождения. Картина отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Ей присущи причудливые формы и позы. Художник подвергает изображаемые тела экстремальному искажению. Эта черта характерна для всех поздних картин Эль Греко. Пастухи и ангелы празднуют чудо только что родившегося Богомладенца. Их движения нам кажутся танцевальными, и эта энергия невероятно оживляет полотно. Автор использует разительные контрасты между светлыми и темными переходами, что только добавляет драматизма. А Младенец сам излучает свет, играющий на лицах босоногих пастухов. По свидетельству одного из учеников художника, пастух в красном одеянии на первом плане – автопортрет Эль Греко.
Галина Беспалова
ОТСЛЕЖИВАТЬ СОБЫТИЯ ЛЕГКО В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!