Величайшие православные святыни в Храме Христа Спасителя: места расположения, описание, история
Идея строительства, возведение, последующее уничтожение, а затем и воссоздание кафедрального соборного Храма Христа Спасителя уже стали историей. Их перипетии известны не только москвичам, но и большинству всех россиян. А вот о хранящихся под сенью этого храма величайших святынях Православия у многих самое отдаленное представление, и немалая доля верующих о них даже не догадывается! «Православная Москва» восполняет этот пробел, предлагая вашему вниманию самый полный гид по святыням вселенского Православия Храма Христа Спасителя.
Если говорить о пространственной локализации этих реликвий, они сосредоточены в трех областях храма. Первая из них доступна только священнослужителям: это алтарь. Здесь в особых серебряных киотах симметрично по правую и левую стороны от Престола располагаются частицы Ризы Спасителя и Богоматери. В храм они поступили из Музеев Московского Кремля.
Первая из них происходит из Патриаршего собора древней грузинской столицы Мцхета. В 1617г. Грузию захватил персидский шах Аббас, восемь лет спустя подаривший святыню царю Михаилу Федоровичу. После тщательной проверки она была положена в Успенский собор Кремля, в честь чего установлен праздник Ризоположения 23 июля. Позднее Ризу разделили на несколько частей: кроме Кремля, ее частицы оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах северной российской столицы. По преданию, при рождении возможного наследника в романовской династии в веревочку для его нательного крестика вплетали тесьму из Ризы Господней, поэтому сейчас московский фрагмент святыни представляет собой миниатюрный остаток материи общей площадью около 3 кв.см.
Риза Богоматери привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIVв. В Успенский собор ее в 1689г. вложил князь Василий Голицын.
В верхнем храме у третьего по счету пилона иконостаса к югу от Царских Врат в раке находятся мощи святителя Филарета Московского. Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994г., а десять лет спустя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, почивавшие под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры его святые мощи были перевезены в Храм Христа Спасителя. В настоящий момент это самый крупный фрагмент мощей святителя.
Симметрично им в левой (северной) половине верхнего храма находится общий реликварий, где в отдельных ковчежцах сосредоточены остальные святыни. По их происхождению и истории церковного и музейного бытования их в свою очередь можно разделить на три группы.
Первая их них объединяет святые мощи, переданные в храм 29 июня 2008 года (как и упомянутые выше частицы Риз) совместным решением занимавшими тогда патриарший престол и президентский пост Алексием II и Дмитрием Медведевым. Все они происходят из основного собрания Музеев Московского Кремля и со времен глубокой древности хранились кафедральном Успенском соборе, в дворцовом Благовещенском соборе и в примыкавшей к нему Казенной палате. К их числу относятся мощи вмч. Феодора Стратилата (подарены, скорее всего, монахами Святой Горы в XVIв., серебряный ковчег изготовлен по повелению Бориса Годунова в 1598г.); мощи прп. Михаила Малеина (подарены Михаилу Федоровичу константинопольском Патриархом Кириллом Лукарисом в 1627г.); часть главы Григория Богослова (подарена Алексею Михайловичу в 1653г.); мощи Иоанна Крестителя и Василия Великого (предположительно, привезены в Москву греческими духовными лицами в XVI – XVIIв.в.); гвоздь из Животворящего Креста Господня (долгое время после передачи византийским императором Константином хранился у грузинских царей, в Москву его взял переселявшийся на новое место жительства правитель Арчил II в 1688г., а в Успенский собор реликвию вложил Петр I); мощи св. блгв. князя Владимира и вмц. Евфимии Всехвальной (документов об их появлении в Кремле не обнаружено).
Еще три святыни перенесли в Храм Христа Спасителя из Богоявленского кафедрального собора в Елохове в 2006г. по благословению Патриарха Алексия II. Честную главу Иоанна Златоуста (привезена в Москву по просьбе царя Алексея Михайловича в середине XVIIв. из афонского Ватопедского монастыря, где хранилась с 1204г.) и мощи Митрополита Московского Петра (скорее всего, частица в мощевике выделена в XIXв. из целокупных мощей, доныне покоящихся в алтаре Успенского собора) Музеи Кремля передали Церкви в 1988г. к 1000-летию Крещения Руси. А вот история хранения в Богоявленском соборе и предшествующего бытования мощей прп. Марии Египетской и св. блгв. кн. Михаила Тверского, к сожалению, документально не прослеживается .
Наконец, четыре святыни поступили в Храм Христа Спасителя обособленно. Мощи Апостола Андрея Первозванного с малой частицей мощей Апостола Иакова в едином ковчежце Патриарху Алексию II передали сотрудники МВД после пресечения попытки их незаконного вывоза за границу, а Святейший Владыка благословил разместить их в соборном храме в 2002г. Про их происхождение ничего не известно; судя по виду цветной сургучной печати, долгое время они хранились у католиков. Частица мощей Александра Невского принесена в Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевой лавры в 2006г. Частицу мощей московского святителя Ионы Патриарх Алексий II вложил в Храм Христа Спасителя из личного собрания. Наконец, часть мощей прп. Евфросинии Московской была обнаружена в архиве ризничего Патриарших соборов в Кремле, настоятеля Знаменского собора на Варварке игумена Иосифа (Шапошникова; †2004) после его гибели. С конца 2000-х годов она заключена в новый серебряный ковчежец.
Дмитрий АНОХИН
За помощь в подготовке материала редакция благодарит ключаря кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева и старшего научного сотрудника Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Ирину Журавлеву.