От Херсонеса до Москвы по прямой – 1881 километр. Казалось бы, огромное расстояние, но какое близкое духовное родство связывает столицу нашей Родины и древний античный город.
Из истории мы хорошо знаем о славном княжении Ольги, о щите князя Олега на вратах Константинополя, о крещении Руси в водах Днепра. Но когда именно, в какой момент родилось Русское государство, ставшее великой христианской империей? Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд! На него пытались ответить еще в XVI веке в начале правления царя Ивана IV. Не менее актуальна эта тема и сегодня, в год празднования 1000-летия со дня кончины князя Владимира.
Московский Кремль и Херсонские святыни
В летописном своде описанию крещения князя Владимира посвящено несколько страниц, тогда как о киевском крещении Руси содержится лишь краткое упоминание. Почему так? По реалиям того времени считалось, какой веры князь, той веры и дружина, и народ.
После своего крещения князь Владимир венчается с принцессой Анной, сестрой Византийских императоров. В память об этом он строит в Херсонесе храм. Его жизнь преображается: из сурового и жестокого викинга Владимир становится истинным христианином и мудрым правителем. С принцессой Анной пришла организация государства на Руси. В частности, до крещения все споры регулировались обычным правом, источником которого является традиция, обычай. После крещения Руси правовой основой становится римское (византийское) право – записанный свод законов, что является одним из главных признаков государственности. (Церковный устав Владимира Святославича, устанавливающий юрисдикции церковного и светского судов).
Настоящий год ознаменован празднованием 1000-летия со дня кончины князя Владимира. Святое Крещение князя состоялось в древнем городе Херсонесе. Ни что так не подчеркивает духовные связи и корни народа, как его святыни и церковное искусство. Поэтому не случайно в Москве строятся и освящаются храмы в честь херсонских святых. О глубоком почитании Херсонеса как колыбели русского православия свидетельствует целый ряд Корсунских святынь, сохранившихся в царских молельнях государей Московского княжества и всей Русской земли.
В Кремле с XV века хранится икона Божией Матери, именуемая «Корсунская» (Херсонская). В 988 году князь Владимир привез Корсунскую икону Божией Матери в Киев, а затем, в 992 году, в Новгород. Эта икона не сохранилась. В XV веке в Москву митрополитом Фотием на реставрацию привезен список XIII века, который так и остался в Кремле. В настоящее время находится в Успенском соборе.
Особого внимания заслуживает фреска в арке над входом в Архангельский собор Московского Кремля. На ней изображено перенесение мощей святителя Климента из Херсонеса в Десятинную церковь в Киеве. Также эта фреска подтверждает сообщения «Корсунской легенды» (XI в.), «Степенной книги» (XVI в.) и литургических текстов службы святителя о том, что Крещение Руси происходило в присутствии мощей Климента Римского.
В музеях Московского Кремля хранятся Корсунские выносные кресты Успенского собора: большой и два малых хрустальных. Несмотря на их древность, «корсунскими» они называются не по месту происхождения, а по форме. Кресты имеют четырехконечную форму и относятся к древнему византийскому типу: концы креста завершают диски с чеканным изображением святых. Эти кресты упоминаются Иваном Шмелевым в рассказах «На святой» и «Донская» из цикла «Лето Господне»: «А это старая старина, еще до Ивана Грозного… присланы в дар от царя Византийского… Кресты Корсунские – запрестольные, из звонкого хрусталя литые…»
В описях Кремлевской ризницы (XV–XVII вв.) принято все византийские искусно сделанные предметы называть «корсунскими», иконы – «корсунского письма». Также древние «корсунские» святыни собирались в Москве со всех городов русских, особенно после Кремлевского пожара 1547 года.
Значимое место занимает почитание херсонских святых: святителя Климента, папы римского и Мартина исповедника, папы римского. Достаточно вспомнить воздвигнутые в их память в Москве два величественных храма XVIII века: храм Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе и храм Климета Римского в Климентовском переулке.
Античный город Херсонес был покинут жителями в XIV веке. В настоящее время проведены тщательные раскопки города, установлено место крещения князя Владимира, восстанавливаются в макетах храмы и городские постройки. Херсонская епископская кафедра и епархия одна из древнейших в православном мире. В начале епархия была в подчинении Иерусалимского Патриархата, затем – Константинопольского. После окончательного поражения турок в 1774 году епархия вошла в состав Русской Православной Церкви и прославилась великими святыми. Это великий проповедник святитель Иннокентий (Борисов) Херсонский и Таврический, адмирал святой праведный флотоводец Феодор Ушаков и с ними сонм новомучеников и исповедников Херсонских XX века.
Диакон Сергий Правдолюбов