История 19-летней студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой – одна из самых обсуждаемых сейчас тем в интернете. Напомним, 27 мая этого года девушка ушла на занятия в университет и не вернулась домой. Варвару объявили в розыск по линии Интерпола. В результате она была задержана на турецко-сирийской границе вместе с группой из 13 россиян. Среди них были четверо маленьких детей с мамами. Адвокат семьи Карауловой утверждает, что девушку завербовали представители экстремистской организации «Исламское государство». Предполагается, что она направлялась в Сирию, чтобы пополнить ряды террористов.
Отметим, что Варвара Караулова, по словам ее отца, всегда была очень домашней девушкой. Училась на «отлично» и прекрасно владеет английским, арабским, немецким, французским языками, латынью. После того как эта история стала достоянием общественности, выяснилось, что, уходя из дома, Варвара переодевалась в хиджаб, и в таком виде ходила на занятия. Однако этой перемене на факультете не удивились.
Понять мотивы поведения Варвары не могут ни ее родные, ни преподаватели. О том, что именно могло руководить девушкой, и как предотвратить подобную беду в других семьях, мы беседовали со священником Георгием Максимовым, православным религиоведом, преподавателем Московской духовной академии, членом синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви.
– Какой была Ваша первая реакция, когда в прессе появилась история о 19-летней отличнице из МГУ Варваре Карауловой?
– Сожаление. Причем, это же сожаление было бы и в отношении любой другой девушки, независимо от ее образования и происхождения.
– Есть ли у Вас какое-то объяснение поступка этой девушки?
– Она приняла ислам. Новообращенные очень часто стремятся в полной мере воспринять новую веру, без компромиссов, в ее изначальном виде, насколько это возможно. В случае ислама это нередко приводит к радикализму. Я писал об этом еще тринадцать лет назад в статье «Русский ислам в интернете – школа новых янычар?» Позволю привести себе выдержку из той статьи: «В июне 2000 в Грозном было совершено два теракта террористами-смертниками. Ими были принявшие ислам русские – Александр Алексеев и Сергей Дмитриев. В июле 2000 в станице Шелковской (Чечня) было совершено зверское убийство трех подростков: Натальи Морозкиной, Натальи Гавриленко и Михаила Короткого. Убийцей оказался русский, принявший ислам и воевавший на стороне чеченцев. В декабре 2000 сотрудники милиции Дагестана задержали 13 человек, входящих в состав организованной преступной группы, которая длительное время занималась похищением военнослужащих на территории Чечни и Дагестана. Состав банды – интернациональный, один из арестованных – русский, принявший ислам. В январе 2001 суд признал виновными в подрыве магистрального газопровода, проходящего по границе Татарии и Кировской области, группу мусульман, среди которых был русский, принявший ислам – Олег Бабушкин. В феврале 2001 прошел суд еще над одной группировкой, подчиненной Хаттабу, занимавшейся похищениями людей, членом этой группы состоял «русский мусульманин» 27-летний Максим Гапонов. В марте 2001 в Карачаево-Черкесии в ходе операции «Моджахед» сотрудниками РОВД были задержаны шесть человек, подозреваемых в причастности к чеченским бандформированиям. У всех имеются следы огнестрельных и осколочных ранений. Среди задержанных – 24-летний житель станицы Красногорская Карачаевского района республики, русский, принявший ислам. В ноябре 2001 в Новолакском районе Дагестана была задержана группа из трех человек, готовившая по приказу Хаттаба серию терактов в Махачкале. У задержанных изъято оружие и взрывчатка. Один из боевиков – русский, принявший ислам». Я привел так много фактов, чтобы было понятно, что это не какой-то отдельный случай. Это тенденция, определенная закономерность. Известно, что русские, принявшие ислам, по сию пору пополняют собой отряды боевиков, сражающихся в Сирии, например. Конечно, не все русские, принявшие ислам, отправляются воевать с неверными, но все они, на мой взгляд, оказываются в группе риска в большей или меньшей степени.
– Но почему именно радикальный ислам привлекателен?
– Потому что его приверженцы говорят: «Надо все делать в точности, как во времена пророка! Пророк вел войны с неверными? Значит, и мы должны! Пророк говорил, что с джихадом никакое дело не сравнится? Значит, мы должны им заниматься и мы занимаемся!» Эти идеи для новообращенных особенно привлекательны. Но в случае ИГИЛ есть еще одна причина. Они провозгласили восстановление халифата. Да, большинство мусульманских лидеров не признали самозваного халифа. Но немало людей, у которых это нашло горячий отклик. Почему? Халифат был установлен сразу после смерти Мухаммеда, под руководством халифов происходило становление ислама, славные страницы его истории. Затем халифат был упразднен. И вместо фигуры халифа, объединяющей весь суннитский мир, умма, то есть мусульманская община, получив султанов и других правителей, разделилась. Идею восстановления халифата здесь и сейчас по силе влияния можно сравнить с идеей освобождения Иерусалима, которая в средние века вдохновляла десятки тысяч европейцев оставлять все и идти умирать в неведомых землях. Когда мы смотрим на так называемое «Исламское государство», мы видим запредельные зверства с убийствами детей и мирных жителей. И нам непонятно, как можно это поддерживать. Но если посмотреть с другой точки зрения, то в рамках мусульманской логики речь идет о великих вещах в деле возрождения веры, которым можно стать сопричастным. С этой точки зрения поступок Карауловой и многих других, кто отправляется туда, вполне понятен.
– Некоторые видят в Варваре бунтующую жертву гиперопеки. Отец о 19-летнем совершеннолетнем человеке говорит: «Пропал ребенок». Также читаем в Сети мнение о том, что девушку «не приучили к зрелому анализу действительности, ибо надо не иметь мозгов, чтобы не понять сущности ИГИЛ, если она действительно там. Частая проблема для слишком домашних девочек с нулевым уровнем предоставляемой им свободы. Ее зомбируемость – ошибка воспитания именно со стороны родителей». На Ваш взгляд, действительно ошибка родителей?
– Проблема совершенно не в опеке. Я выше привел пример восьми русских, принявших ислам и вступивших на путь терроризма. Они что, тоже все были жертвами родительской опеки? Дело в том, что мусульмане целенаправленно занимаются прозелитизмом среди русских, их пропаганда довольно активна в интернете. Со стороны родителей, пожалуй, было несколько наивно полагать, что дочь, решившая заняться арабистикой, не познакомится при этом с мусульманами. Если кто-то будет изучать конфуцианство, то он никак не столкнется в соцсетях, например, с конфуцианцами, которые будут активно обращать его, а вот в случае ислама это неизбежно. Я не говорю, что не надо заниматься арабистикой, просто человек, который решился на это, должен понимать, что его регулярно будут спрашивать: «А почему ты не примешь ислам?» Даже профессиональные арабисты с этим сталкиваются, что уж говорить о студентах? Но что родители могли сделать? Даже если бы они и провели какую-то предупредительную беседу, их дочь все равно могла поступить по-своему.
– Сейчас действительно периодически появляются такие истории, когда любимый и, порой, единственный ребенок в семье, уходит от родителей или совершает суицид. Недавно в Волгоградской области повесилась 16-летняя школьница – отличница и спортсменка. В своей предсмертной записке попросила не мучить детей, изменить систему экзаменов в школах и отменить проведение ГИА (государственной итоговой аттестации). Про нее, как и про Варвару Караулову, никто и подумать не мог, что такое может случиться. В связи с этим вопрос – что делать родителям? Как не допустить такое, увидеть надвигающуюся беду? Как воспитывать, общаться?
– Я не вижу никакого сходства в этих двух историях, кроме того, что оба происшествия были неожиданны. Что касается вопроса – хорошо, если родители и дети сохраняют доверительные отношения. Но это бывает крайне редко в нашем обществе. И, как правило, родители узнают все самыми последними. Так что, по большому счету, от родителей здесь мало что зависит.
– Отец Варвары Карауловой, говоря о вербовщиках из ИГИЛа, заявляет: «Нужна какая-то организация, которая противостояла бы этому враждебному процессу, нужны превентивные действия». Как Вы считаете, православное общество может на своем уровне защитить молодежь от такого влияния? Если да, то как?
– Не понимаю, почему такое концентрирование на теме именно ИГИЛ? А если бы она просто стала мусульманкой, не отправляясь в Сирию? Тогда все нормально? С христианской точки зрения трагедия одна и та же. Потому что человек вступает на путь духовной погибели. Что же до вопроса о противодействии – лет десять назад я бы сказал, что нужно информационное противодействие мусульманскому прозелитизму. Но сейчас в том же интернете много сайтов и сообществ, где опубликована масса материалов, которая могла бы ту же Варвару Караулову и ей подобных уберечь от увлечения ложной идеологией. Видела ли она их? Не знаю. Может быть, стоит распространять такие материалы более широко и систематично. Но все равно человек сам делает свой выбор.
– Как православным родителям правильно реагировать на известие о том, что их взрослый ребенок все же выбрал другую веру?
– Убежден, что не должно делать вид, что все нормально. Нет, не нормально. И о своем отношении надо детям четко сказать. Надо дать им возможность узнать альтернативную информацию о том учении, которым они увлеклись. Разоблачить ложь. Но не стоит физически ограничивать свободу. Это бесперспективно. Я на самом деле сталкивался несколько лет назад с точно таким же случаем. Девушка начиталась исламских сайтов, тайно от родителей приняла ислам, точно так же тайно сбежала – правда, не в Сирию, где тогда все было спокойно, а в Чечню. Родители ее там нашли, возвратили и фактически поместили под домашний арест, никуда не выпуская. Это только ожесточало и укрепляло в своем выборе их дочь. Когда родители со мной советовались, я предложил: давайте, я поговорю с ней, дайте ей материалы, в которых опровергается ложь мусульманских апологетов о христианстве, которой поверила ваша дочь. Но не надо ее держать насильно, никакого принуждения. Родители были невоцерковленные и решили сделать по-своему, убеждая дочь, исходя из таких вещей, как «ну не расстраивай маму» и т.п. Не знаю, чем история кончилась, но поначалу эта политика никакого результата не приносила. Я опасаюсь, что после возвращения что-то такое и Варю Караулову ожидает. Впрочем, это дело ее семьи.
– Как определить ту грань, перейдя которую, можно пренебречь правом на свободу выбора образа жизни? Варвара – совершеннолетняя, неглупая, знает много языков. При этом стоит отметить, что она в нормальном состоянии, наркотиков в ее крови при задержании не обнаружено. Одним словом, осознанный выбор. Ее при помощи Интерпола задерживают и скоро вернут домой. Запад уже раскритиковал Россию за нарушение прав человека в связи с этой историей.
– «Исламское государство» – это, с точки зрения российских законов, – преступная группировка. Препятствовать вовлечению новых членов в преступную группировку, насколько я понимаю, с юридической точки зрения вполне оправданно.
– Какой Вы видите дальнейшую судьбу Варвары Карауловой после возвращения?
– Не имею ни малейшего понятия. Одно могу сказать – я надеюсь, что наступит день, когда она будет искренне благодарна за то, что ее остановили на границе.
Подготовила Мария Максимова
Справка: 11 июня Варвара Караулова вместе с отцом вернулась в Москву. По словам родных, возможно, девушка примет решение восстановиться на факультете, где она обучалась. Отметим, что за несдачу летней сессии Караулову решили отчислись из университета. Пока что ей предстоит общение с представителями СК РФ.