ПАСХАЛЬНЫЕ КОЛОКОЛА

0

Праздничный благовест в стихах русских поэтов 

На Руси всегда было особое отношение к возвестителю победы над смертью, проповеднику Воскресения – пасхальному звону. Этим настроением наполнены стихотворные произведения русских поэтов, которые пытались ответить на вопрос: что же доносят до нас удары пасхального красного колокольного звона?  

В первую очередь сами колокола описываются как глашатаи пасхальной вести на земле. В стихотворении Аполлона Коринфского «В старой Москве» прямо говорится, что сначала загудели колокола, а уж потом святая весть пошла «по улицам и стогнам». В другом сочинении поэта колокольный звон сам выступает в качестве лирического героя: он беседует с душой человека, в жизни которого наступает вечер. Главной мыслью в данном случае является бренность бытия и величие вечности: 

Смерть не страшна: за нею – вечный свет 

Нас озарит под новым небосклоном. 

Здесь – наш закат, а там?.. А там – рассвет 

С немолкнущим воскресным перезвоном. 

Так воскресный, а следовательно, и пасхальный звон (ведь каждое   воскресенье – это малая Пасха) сопровождает человека на протяжении всего земного пути и в вечность. А пока жизнь будущего века за порогом, поэт предлагает вместе с пасхальным звоном встречать весну:  

Ведь вместе с ним в наш мир весна идет, 

Подснежником надежда расцветает… 

Другие поэты видят в пасхальном трезвоне сакральный смысл. Само по себе звучание колокола христоцентрично, оно, согласно поэтической вариации Лидии Чарской, провозвещает Воскресение Спасителя: в самих звуках заложена весть: «Христос воистину воскрес!» Но этого недостаточно: как Пасха знаменует собой Воскресение Богочеловека, так и в гулких звуках колокола скрыто христианство с его всепрощающей добротой и беспредельным смирением: 

В них, в тех звуках – миг прощенья, 

Злобе суетной – конец. 

Беспредельного смиренья 

И любви златой венец. 

Стихотворение Константина Бальмонта «Благовест» примечательно тем, что рассказ в нем ведется от первого лица – лирического героя. С первых строк слышен мотив ожидания чудесного: 

Я ждал его с понятным нетерпеньем, 

Восторг святой в душе своей храня… 

Чуть ниже раскрывается смысл таинственного предчувствия. На Руси, пишет поэт, пасхальный благовест наделялся пророческим значением: 

Издревле благовест над Русскою землею 

Пророка голосом о небе нам вещал… 

Колокола Бальмонта одушевлены. Их задача – не только вещать о Христе Воскресшем, но и наставлять всякого, кто слышит их, Божиим стезям: 

Я путь держу по Твоему глаголу,  

Что слышу я сквозь звон колоколов. 

Колокола, эти «звонкие иконы», испокон века возводили человека к Первообразу – Богочеловеку Христу, но лишь в пасхальное утро их песнь говорит столь о многом: о всепрощении, смирении и любви, победе над смертью, вечности и, конечно, Воскресении. 

Юлия Ростовцева
Опубликовано: № 6 — 7 (643 — 644) апрель, 2018 г.

Поделиться

Комментирование закрыто