ПАСХАЛЬНЫЕ ПЕСНИ БОЛЬНИЧНОГО КЛОУНА

0

Владимир Щукин: «Песня — это удивительное сказочное создание, возникшее через Любовь Поэзии и Музыки» Пасхальные песни больничного клоуна 

В этом году день рождения композитора и исполнителя песен Владимира Щукина пришелся на Пасху. В интервью «ПМ» музыкант рассказывает, зачем он наряжается клоуном в больницах, и вспоминает, как митрополит Антоний (Блум) ходил в его присутствии босиком. 

Дописал припев к Блоку 

– Владимир Всеволодович, мы не случайно обратились к вам в светлые пасхальные дни. Вы – автор и исполнитель одной из самых радостных песен, наполненной весенним благоуханием лесов и звонким пением птиц, – «Храм Твой, Господи, в небесах» на слова Николая Гумилева. Есть ли еще в вашем репертуаре подобные произведения, пасхальные по своему настроению? 

– Для меня все хорошие песни – пасхальные. Помните, как преподобный Серафим Саровский всегда всех приветствовал: «Радость моя, Христос воскресе!» О Боге говорить нужно, но главное – нести Его в себе. Священника и в рогожке узнают. Как-то раз выступал в детском садике, ни слова не говорил про Бога. А потом дети подошли и спрашивают: «Дядя Володя, вы верующий?»  

– Как вы обычно празднуете Пасху?  

–  В церковь ­хожу и стараюсь в этот день причаститься. В Огласительном слове святителя Иоанна Златоуста сказано, что все входят в пасхальную радость. На мой взгляд, это самое главное – делиться радостью со всеми, с ближними и дальними… 

Старец Николай Гурьянов посоветовал продолжать выступать перед детьми, сочинять песни. «Что же? Так все мне и прыгать на одной ножке?» – расстроился я. «Да, так и прыгай». 

– Помните, как начали сочинять?  

– Это было в седьмом классе. Самая первая моя песня – на стихотворение Есенина «В том краю, где желтая крапива…». В 14 лет сочинил песню на стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре». Когда сочинял, подумал: «О чем же она поет?» И я дерзнул приписать припев: «Спаси их, Боже, не дай погибнуть им». А крестился только в 21 год.  

Что повлияло на ваше решение? 

– Мои друзья написали список книг, которые я обязательно должен прочитать. Первой книгой в списке была Библия. Тогда достать ее было почти невозможно: «религиозный дурман», и точка. Поехал к одному священнику, попросил дать мне Библию. Читаю – ничего не понимаю. Вернул ему…  

А польза, как оказалось, все равно была! Приезжает школьный друг и говорит: «Выручай». Из-за ревности он чуть было преступление не совершил. У нас ведь человек, который ходит в храм, считается чуть ли не святым. Вот друг мне и говорит: «Сделай что-нибудь, я не должен сесть в тюрьму». Мы поехали к старцу, архимандриту Кириллу (Павлову), у которого я окормлялся. Спросили, что нужно делать. Он говорит: «Читай по одной главе из Евангелия». Через некоторое время мой друг звонит и говорит: «Ничего не понимаю. Володя, что делать? Читаю по главе – ничего не понимаю». Отвечаю: «Все равно читай». И что? Тюрьма его миновала. Женщина, которая подала в суд, сама отозвала свое заявление. И снова они стали жить вместе. Вот что значит Священное Писание! Хотя мы знаем и такую пословицу: «Монах Мих имел много книг, ел на них, спал на них и не знал, что в них». У нас сейчас много литературы, которую раньше было не достать. Мы собираем-собираем, а прочитать уже не успеваем.  

– Книг так много! Хотя бы произведения Пушкина успеть осмыслить, «Евгения Онегина», которого еще в школе проходили… 

– Как мой друг говорит, мимо прошли. В 14 лет с нашим воспитанием, образованием, культурой это произведение почти невозможно понять. Мне уже 63 года, и я чувствую, что только сейчас чуть-чуть прикоснулся к нему. Это удивительное произведение, очень нравственное.  

– Владимир Всеволодович, раз уж заговорили про образование, расскажите, пожалуйста, про свои университеты. 

– Мои университеты – это в первую очередь семья. Мой отец, ветеран, три раза возвращался на фронт после ранения, никогда не говорил пафосных речей о войне, никогда не ругался и не кричал, очень любил юмор. Знал наизусть пьесы Чехова, «Мцыри» Лермонтова и «Анну Снегину» Есенина, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Я ему говорил: «Папа, чего ты мне все этого Пушкина читаешь? И так нам в школе преподают…»  Мои родители вложили в меня столько хорошего, что теперь нужно это отрабатывать. 

Гитарист с красным носом 

– Вы родились в Москве. Любите этот город?  

–  Очень! В центре нашего города нет ни одного одинакового дома! Второй город, который близок мне по настроению, – Казань. Знаете, как ­говорят: «Казань-городок – Москвы уголок». Там люди беспокоятся об архитектуре, даже блочные дома раскрашивают интересными цветами неярких пастельных оттенков. 

– Что для вас в жизни главное? 

– Вспоминаю драматурга Александра Вампилова, который говорил: «Хочешь быть оригинальным – будь честным». Не должно быть раздвоения: пою об одном, а думаю о другом.  

– Вы часто выступаете как клоун в детских больницах… Зачем это вам?  

– Такое движение у нас появилось недавно, лет семь назад. Я прошел специальные курсы больничной клоунады. Когда ребенок болеет, он может замкнуться в себе. Опасно это тем, что в таком коротком замыкании человек попросту сгорает. Поэтому его важно вывести из психологического ступора. Маленькие пациенты свои болезни, страдания переносят достойно, чему и нас учат. 

«Приговор» Свиридова 

– Вы встречались с митрополитом Антонием (Блумом). Каким он вам запомнился? 

– Больше всего меня поражает удивительная простота людей высокого полета. Никакого апломба, ни тени гордости! Когда мы встретились с владыкой Антонием в гостинице, он был босиком. И говорит: «Вы уж меня извините, ноги устали, позвоночнику тяжело…» Рассказывали такой случай. Как-то раз митрополит убирался в церкви в Лон­доне, туда пришла делегация. Владыку спрашивают: «Где здесь можно книги митрополита Антония купить?» Он отвечает: «Вот здесь полочка, можете посмотреть…» А в книге была фотография, по которой они узнали владыку. Подходят опять: «Это случайно не вы?» 

– В вашем репертуаре много песен на стихи поэтов как прошлого столетия, так и Средневековья. Вы находите музыкальные выражения для поэзии разных эпох. Где берете силы для такой богатой и разной палитры? 

– Один знакомый меня спрашивал: «Как ты берешься сочинять на стихи поэтов-классиков, если сам Свиридов считал это дело предельно ответственным?!» Я очень переживал по этому поводу и решил встретиться с Георгием Васильевичем. Начал ему исполнять свои песни. Услышав «Калик» на слова Есенина, он попросил: «Еще раз спойте». Это была самая высокая оценка! А завершилась наша встреча песней на стихи Роберта Бернса, после которой Свиридов сказал: «Да, это Шотландия. Это Роберт Бернс. Вы – композитор и должны сочинять». И это в тот момент, когда я собирался все бросить и, возможно, стать священнослужителем! То же самое мне сказал и старец, протоиерей Николай Гурьянов: продолжать выступать перед детьми, сочинять песни. «Что же? Так все мне и прыгать на одной ножке?»  – расстроился я. «Да, Володя. Так и прыгать». 

– Над чем сейчас работаете? 

– Езжу по приглашениям епархий, различных учебных заведений, детских садов с концертами и спектаклями. Каждый месяц в клубе авторской песни «Гнездо глухаря» даю концерты как для взрослой аудитории, так и для детской.  Рад, что один из театров России заинтересовался моим музыкальным моноспектак­лем «Евгений Онегин», по моим песням собираются поставить мюзикл. Важно не только создать произведение, но и «пристроить» в дальнейшую жизнь… 

Анастасия Чернова
Опубликовано: № 6 — 7 (643 — 644) апрель, 2018 г.

СПРАВКА

Владимир Щукин. Советский и российский композитор, гитарист, автор-исполнитель, звукорежиссер, создатель ансамбля «Последний шанс». Автор музыки к рок-опере «Мальчиш-Кибальчиш» и мюзикла «Рыцарь Алого Плаща». Его песня «Красною кистью» на стихи Марины Цветаевой – один из лучших романсов, а песня «Калики» на стихи Сергея Есенина упоминается в Энциклопедии авторской песни (ред. Д. Сухарев). Сейчас выступает как в составе ансамблей, так и с сольными концертами. 

Контакты: www.shukin.ru, shukin@shukin.ru, телефон: +7 (926) 212-99-49 

 

Поделиться

Комментирование закрыто