ПО БРАЗИЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ

0

В Раменском благочинии спасают москвичей – алкоголиков и наркоманов

Когда в одном из частных домов села Речицы – простаивавшем с 1990-х годов долгострое – начал работу реабилитационный центр «Неугасимая Надежда», соседи пожаловались наверх. «В один прекрасный день нагрянула комиссия из областного управления ФСБ, Госнаркоконтроля, прокуратуры и УВД, – вспоминает духовник центра настоятель Вознесенского храма Речиц (Раменское благочиние) протоирей Григорий Иванов. – Наверное, не всякому понравится, что за твоим забором живут почти два десятка наркоманов и алкоголиков. Никакого криминала проверяющие, естественно, не нашли, о чем и выдали нам бумагу. Результат: соседи сейчас – наши лучшие друзья в селе, а местная администрация регулярно привлекает подопечных центра на субботники – не только мусор убрать, но и волонтерами поработать».

Дон Сандро с фазенды надежды

Когда-то Александр Мордашов сам был наркоманом. Дурь употреблял вместе с женой в течение двенадцати лет. Лежали во многих наркобольницах, специализированных клиниках – бесполезно. Добрые люди подсказали отправиться за океан – в… Бразилию, в христианский реабилитационный центр «Фазенда да Эсперанса» – «Фазенда Надежды». Это был, по сути, жест отчаяния, в Южную Америку Александр с женой Ольгой полетели от безысходности. Но сработало!

– Бразильская методика в России до сих пор почему-то практически не известна, – рассказывает Мордашов. – В основном, работающие по ней центры сосредоточены в Латинской Америке, но сейчас уже открылись и на Филиппинах, в Анголе, Германии, Италии и Португалии. Духовное ядро реабилитации составляет католическое христианское вероучение. Но к нам с женой на «фазенде» относились прекрасно – возможно, потому, что мы первыми проторили дорожку из России. К примеру, отпускали на праздничные богослужения в православный собор в Сан-Паулу. Вернувшись домой, мы с Ольгой крепко задумались: что дальше? Знакомые из прежнего круга общения продолжали употреблять наркотики, многие умерли. Поездив по отечественным реабилитационным центрам, убедился: мы со своими «бразильскими идеями» там только мешаем.

Чиновники нас тоже не услышали.

Услышала Церковь. Разумеется, на российской почве опыт «Фазенды Надежды» требовал существенной корректировки с заменой католического содержания на православный опыт сдерживания страстей наркомании и алкоголизма.

– Когда Александр обратился ко мне и подробно рассказал о своих планах, я увидел в этом очевидный смысл, – говорит о. Григорий. – Было невероятно трудно нащупывать верный путь. Собственно, мы по-прежнему пока еще пытаемся выработать оптимальную схему работы. Но, мне кажется, мы на верной дороге. Идею реабилитационного центра «Неугасимая Надежда» одобрил благочинный нашего округа, вместе с ним мы получили благословение у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. После этого стали внедрять разработки Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Обратная сторона свободы

Сейчас в бывшем недострое по Полевой улице – два этажа, благоустроенная мансарда и рабочая зона в подвале. Последняя включает в себя небольшой спортзал, гараж (прибывающих в центр на электричке у платформы Гжель встречает машина центра, за рулем которой, между прочим, водитель Виталий из числа реабилитантов) и маленький цех по обработке необожженных и нераскрашенных гжельских сувениров.

– Помог с этой работой директор частной фирмы, отпочковавшейся от государственного предприятия, – объясняет Александр Мордашов. – Нам с успехом удалось провести реабилитацию его сына, подсевшего на наркотики. Он в благодарность позволил участвовать в производственном цикле.

Конечно, скромные заработки в цеху не покрывают бюджет «Неугасимой Надежды». Месяц пребывания здесь обходится реабилитантам в 15 – 30 тысяч рублей. Каждый хоть отдаленно знакомый с темой согласится: это весьма скромная сумма на пределе выживания. «Но вот у Виталия оба родителя инвалиды – он платит по 10 тысяч рублей, – добавляет Мордашов. – В отдельных случаях я как руководитель могу разрешить бесплатное прохождение реабилитации».

Небольшой бюджет отчасти объясняется практически отсутствующим штатным расписанием. Помимо самого Александра, в учрежденном его супругой и имеющем статус автономного некоммерческого объединения центре работает всего один координатор-консультант реабилитационного процесса. Психиатр-нарколог из Раменского наркодиспансера здесь бывает раз в две недели, профессиональный психолог ведет прием дважды в неделю. В отличие от подавляющего большинства реабилитационных центров – как государственных, так и частных – в штате «Неугасимой Надежды» нет охранника. Хочешь – выходи за ворота, хочешь – собирай вещи и уезжай домой. «С тобой, конечно, поговорят по душам, напомнят о желательном семимесячном сроке реабилитационного процесса, но удерживать никто не будет», – объясняет Александр Юрьевич.

Такая основывающаяся на безусловном примате собственного желания и на внутренней мотивации демократия часто приводит к тому, что «недозревшие» постояльцы возвращаются в Речицы – увы, на повторный цикл, потеряв время, а иногда и набив дополнительные шишки. Два москвича с совершенно различными жизненными судьбами, с которыми автору этих строк удалось пообщаться в центре, поведали пугающе схожие истории. Пробыли первый раз в Речицах пару-тройку месяцев. Привели физическое состояние в норму, перестали употреблять и подумали, будто взяли свою страсть под уздцы. Вернулись в столицу, пошли на старую работу, попали в прежний круг общения и сорвались. Так случилось и с 36-летним столяром-краснодеревщиком Виталием Ключневым с ул. Маршала Новикова, и с 30-летним продавцом модных брендов одежды Вячеславом Соколовым из Тушина. Даром что первый успел по время «загула» схлопотать 3-летний условный срок по «наркотической» уголовной статье, а второй наркотики ни разу не пробовал – проблемы ограничивались банальными запоями. Виталий, кстати, сейчас старается каждые две-три недели исповедоваться и причащаться, а Вячеслав признается, что у Чаши не был уже год: «Чтобы причаститься, надо исповедаться, а я не чувствую покаяния». Теперь оба хотят побыть здесь подольше. Быть может, около года, «чтоб уж наверняка», признаются, не сговариваясь, в один голос.

Чернота и разноцветная радуга

– Молитва и труд – краеугольные камни нашего реабилитационного процесса, – говорит о. Григорий. – Исповедь и святое Причастие действует лучше любых лекарств – это проверено многократно. Частота, с которой ребята приступают к Таинствам, у каждого своя. У меня единственный ориентир: чтобы человек сам был готов. Ведь поступают в наш центр разные люди – и неверующие, и некрещеные. Таких воцерковляем – разумеется, с их желания. Попадаются и упорствующие, которым не нравится молиться ежедневно. Ну что же, вольному воля, есть множество других антинаркотических учреждений.

Жизнь в «Неугасимой Надежде» подчинена строгому распорядку. После подъема – утреннее правило, затем завтрак и послушания: наряды по кухне, по хозяйству, работа в огороде. С двенадцати до часу дня – лекции по общецерковной методике избавления от пагубных зависимостей. После обеда – тихий час, затем так называемая группа – основное занятие, где с каждым индивидуально разбирают особенности его химической зависимости и психологические механизмы ее преодоления. После свободного времени, ужина и вечерних молитв – ежедневное итоговое собрание, где все делятся впечатлениями и рассказывают, что им помогало и мешало справляться с грехами и прегрешениями.

– Общецерковная методика, которой мы стараемся соответствовать, разбивает основной период реабилитации на три самостоятельные терапевтические стадии, – поясняет Александр Мордашов. – На первом этапе, который называется «Прийти в себя», человек узнает и решает собственные внутренние проблемы. Здесь на первый план зачастую выходят врачи-специалисты, помогающие вылечить обусловленные греховной страстью недуги. Например, если у нашего подопечного все зубы наркотиками поражены, ему лучше пока не о духовности говорить, а разработать программу посещения хорошего стоматолога. На втором этапе – «Прийти к Богу» – ключевой фигурой выступает духовник центра, который выстраивает фундамент будущей жизни. Кстати, большинство ребят исполняют послушания алтарников в Вознесенском храме, от чего им только польза. А вот третий этап, предусматривающий адаптацию в социуме, – «Вернуться к людям» – у нас развит далеко не в полной мере. Мы, конечно, ездим в паломничества, участвуем в торжественных богослужениях, но пока это только эпизоды.

«Жизнь наркомана черна, а жизнь в Боге переливается всеми цветами радуги, – говорит о. Григорий Иванов. – Я как духовник реабилитационного центра вижу свою задачу в том, чтобы показать самим ребятам разницу между этими способами существования. Ведь физическое заболевание, конкретная медицинская нозология – лишь следствие поврежденной духовности греховного человека. И как нет человека без греха, так нет ни одного, которому Господь бы не помогал выбраться из греховной бездны». Конечно, «Неугасимая Надежда» – отнюдь не панацея. Так, на реабилитацию сюда принимают только после прохождения программы детоксикации организма, а употребляющим тяжелые наркотики с большим стажем помощь вряд ли окажется эффективна. Но, к сожалению, действующих под эгидой Церкви частных реабилитационных центров вообще недопустимо мало – несколько десятков на всю огромную Россию (притом что каждый из них миниатюрен). Именно поэтому подобный опыт нуждается в пристальнейшем внимании и поддержке – как со стороны государства, так и всего общества.

Дмитрий АНОХИН
Фото автора

Справка. Адрес реабилитационного центра: 140145 с. Речицы Раменского р-на Московской обл., ул. Полевая, 33. Веб-сайт: moyanadejda.ru. Конт. тел. (915) 221-31-42.


20140126-VSN_0920-1200

Епископ Каменский и Алапаевский МЕФОДИЙ

Епископ Каменский и Алапаевский МЕФОДИЙ, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
«В столичном регионе будем отрабатывать модель взаимодействия реабилитационных центров»

Мы приступаем к объединению всех структур в единую сеть помощи. Количество реабилитационных центров начинает расти. Нет архиереев, которые бы сказали, что эта тема их не интересует. Поскольку в России все дороги ведут в Москву, важно создать работающую модель системы центров вблизи столицы.

Сегодня центров явно не хватает. При этом в уже имеющихся есть свободные койки, потому что нет системы первичного приема. Центры простаивают, хотя в них огромная необходимость.

Поделиться

Комментирование закрыто