ПОБЕДА ИСТИНЫ НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНА

0

В неделю Торжества Православия

Любой праздник, имеющий длительную историю, похож на повзрослевшего ребенка: не без труда его признаешь в детских фотографиях. Вот двадцать третье февраля. Историки, конечно, будут всегда помнить, кто кого разбил под эту дату, но протекшее время потеснило исторические факты. Первоначальные факты уступили место новому смыслу, куда более собирательному и емкому. У нас теперь День защитника Отечества. Те же дела в принципе происходят и с восьмым марта, и с первым мая. Имеет ли место такое переосмысление в отношении церковных торжеств? Имеет, хотя и менее приметно. Вот Торжество Православия. Оно исторически связано с поражением иконоборчества. Мы и сейчас торжественно выносим иконы на центр храма в этот день, а среди анафематствованных поминаем  хулителей святых образов. Но в празднике этом могут появляться и новые нотки. Слишком уж богато по смыслу название. Торжество Православия! Торжество осмысленного хождения перед лицом Творца. Торжество свободных и разумных творений, поклоняющихся Богу в Духе и истине. Торжество знания Бога и знания о Боге! Вот, что слышится в наименовании праздника.

Для народа, который призван к общению с Богом истинным, знание Бога и знание о Боге представляет собой такую необходимость, отсутствие которой грозит народу исчезновением. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения; так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога Твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6) «Ведение», происходящее от слова «ведать», есть не просто голое знание ума о том, что Бог есть. Это глубокое и опытное духовное знание, поставленное рядом с «благочестием» в словах Исайи. Вот эти слова: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Божиим исполнится…» (Ис. 11:2) Амвросий Медиоланский так говорит на эти слова: имеющий страх Божий «воспитывается премудростью, обучается разумом, направляется советом, поддерживается крепостью, руководится ведением, украшается благочестием». Если люди, украшенные такими дарами, в народе есть, народ жив. Если же знание Бога пересыхает, как ручей в засуху, народ теряет жизненные силы и умаляется вплоть до угрозы исчезновения. Это значит: соль потеряла силу, и гниение вступило в свои права.

Поэтому в день Торжества Православия хочется звать Божий народ к жизни духа. Это значит звать людей к  памяти о Боге, к размышлению о словах Его, к чтению Святой Книги. Размышление сердца о творении мира из ничего, о стройном украшении вселенной, о спасении во Христе согрешившего человечества, о Суде и двоякой вечности есть область практического богословия, открытого всем, кто просвещен Духом Святым. Выше было сказано раздельно о «знании о Боге» и «знании Бога». Это действительно разные глубины знаний. Знать, что есть Блаженное Существо, ничем не ограниченное, всемогущее, обладающее жизнью в Самом Себе, есть начало жизни и корень бессмертия. Но это не конец пути. Далее следует богопознание, практическое уподобление Богу через общение с Ним. На этом пути встречаются нам преподобные и юродивые, богословы и мученики. Вся история церкви, если угодно, это история опытного богословия. Христос говорит: «Знаю Моя и знают Мя Моя». Если человек, не приписывая себе лишнего, честно может сказать: «Знает меня Христос Мой, и знаю я Христа и Царя моего», то мы слышим в этом голосе голос подлинного христианства. И пусть не смущает нас зрелище частых заблуждений и массового современного невежества. Этого всегда хватает. Но пусть ободряет нас пророческое слово о том, что земля будет наполнена познанием Господа, как воды наполняют море (Авв. 2:14). Если невежество это то, что терпит Господь, то широкое и глубокое ведение Бога, это то, чего хочет Господь. Ради этого стоит потрудиться.

И в этом смысле библиотеки и лавки, полные качественной богословской литературы, это Торжество Православия. И воскресные школы, работающие не для галочки, но с огоньком и радостью от Богопознания, это тоже Торжество Православия. Торжество Православия – это священники, любящие учиться и не устающие учить вверенную паству. Храмы, строящиеся и восстанавливаемые. Сотни причастников на каждой воскресной службе, незримые миру чтецы Псалтири в бетонных кельях многоэтажек – вот оно, тихое Торжество. И два обычных человека, два наших современника среди городской суеты остановившихся для беседы и говорящие не о ценах на бензин, а о смысле евангельского зачала или святоотеческой мысли, это тоже подлинное Торжество Православия.

Церковь – это ковчег спасения от конечной погибели. Она же – лечебница для страдающих и мучающихся душ. Но она еще и училище, совмещающее в себе и начальную, и высшую школу. Церковь призвана пробуждать жажду чистого знания и премудрости, и она же должна эту жажду утолять. На ее ответственности дать человеку начальные азы духовного знания, а затем повести способного ученика дальше и выше. Всюду, где эта задача реализуется, мы можем созерцать Боговедение, превышающее ценность всесожжений и жертв. Мы созерцаем победу истины, не количественную, но качественную. И созерцаем еще не окончательную победу, но пока промежуточную. Поскольку подлинное Торжество правой веры и рожденного ею благочестия явится в конце истории, вместе с Христом, Который явится во славе.

Протоиерей Андрей Ткачев

Поделиться

Комментирование закрыто