Семь ключей, два казачьих общества и полтора века Троицкого храма Новой Москвы
Вершину высокого холма в селе Ознобишино, словно средневековый замок, венчает видный издали могучий Троицкий каменный храм с высокой колокольней. На излете перестройки его вернули Церкви, но Литургии совершались редко, только по воскресным дням и праздникам, да и приходская жизнь едва теплилась. Все изменилось прошлым летом, когда настоятелем назначили известного московского священника протоиерея Алексия Ладыгина.
По словам самого священнослужителя, назначение это стало для него совершенно неожиданным. Первое, что он сделал – начал совершать Литургию ежедневно. Добился увеличения штата духовенства, принялся параллельно организовывать приходскую жизнь и (как впоследствии оказалось, очень вовремя!) реставрировать храм: крыша течет, купола перекошены, белокаменный цоколь треснул. Результаты срочно предпринятого технического обследования одновременно и огорчили, и воодушевили. В ближайшее время придется укреплять разрушающийся фундамент, менять цоколь, купола, кресты, править нарушенную геометрию храма и колокольни. Реставрационный проект разработан с учетом архитектурных приемов XIX века, так что искажение стиля не грозит.
Воскресную школу возглавила Татьяна Леонидовна Голубева – руководитель информационного департамента Московской федерации профсоюзов, опытный преподаватель с ученой степенью. Занимаются тут четыре десятка детей и столько же взрослых. Дети начинают учиться еще до возгласа к началу Литургии, к чтению Евангелия приходят на службу, сразу после Причастия прикладываются к Распятию и уходят обратно на занятия примерно до двух часов дня. Очень удобна такая схема прежде всего родителям, которые молятся, не отвлекаясь попусту и зная, что дети в это время при деле. По совершении Литургии родители тоже присоединяются к учащимся.
Есть тут и свой кукольный театр, и кружок книжного дизайна. А для взрослых по воскресеньям проходят курсы ландшафтной архитектуры.
Работает на приходе юридическая консультация, где профессиональный адвокат бесплатно проводит занятия по основам законодательства и права для прихожан. Ежемесячно в Ознобишине читает лекции известный в Москве врач-психотерапевт из Екатеринбурга Вячеслав Боровских, который рассказывает о борьбе с алкоголизмом, наркозависимостью и другими психологическими и психиатрическими проблемами.
Особое попечение настоятель имеет о казачестве. Казаки хуторского общества «Котловка» пришли в Ознобишино вслед за своим духовником из прихода св. Евфросинии Московской. А щаповские – местные, коренные. Возникло соработничество двух казачьих обществ: казаки вместе помогают проводить приходские праздники, совместно дежурят в Вербное Воскресенье и на Пасху, поддерживая порядок, а сейчас подключились к подготовке праздника, посвященного юбилею Троицкого храма.
Есть между казаками и разделение труда: котловские больше занимаются благотворительной деятельностью, помощью бездомным и нищим, патрулированием деревни, а щаповские «специализируются» на историко-культурном просвещении и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, проводят соревнования среди допризывников. Получив официальную лицензию, казаки включились в поисковую работу на местах боев Великой Отечественной войны. Находя останки павших воинов, перезахоранивают их по православному обряду.
У подножия холма есть еще одна местная святыня, за которой ухаживает приход – семиструйный источник во имя Архистратига Божия Михаила. Семь ключей, бьющих из склона холма, собираются в один родник, прославившийся своей целебной силой. «Источник этот известен с древности, но почему-то был забыт, находился в запустении. Когда его расчистили и оборудовали, стало приезжать много гостей, – рассказывает отец Алексий, – Один священник, служивший здесь уже в новое время и ежедневно погружавшийся в источник, избавился от болезни ног. Еще несколько жителей свидетельствовали о похожих случаях исцеления. Уже после моего назначения прихожанка, специально ездившая сюда за водой, исцелилась ею от хронического гастрита».
Рядом красуется часовня и возвышается поклонный крест. Теперь вокруг источника благоустраивают прилегающую площадку. Раскачиваться некогда: нужно успеть к запланированному на 28 мая празднику 150-летия храма!
Андрей Клочков
Опубликовано: №8 (621) апрель, 2017 г.
Историческая справка
Как колокольня в пляс пустилась
Деревянная церковь в Ознобишине известна с XII века, во второй половине XIX века заложили каменный храм. В 1867 году были освящены два придела – Покровский и Никольский, десять лет спустя – четверик с центральным престолом во имя Пресвятой Троицы. А вот колокольня здесь уже была – но не та, что сейчас, а возведенная еще в начале XIX века белокаменная. Рассказывают, что один богатый местный купец подарил сюда восьмитонный благовестник. И когда его подняли и попытались в него ударить, оказалось, что… зашаталась колокольня! Пришлось ее перестраивать (современная завершена в 1911 г.)
Наследие
В 1936 году уникальные иконы царского изографа Симона Ушакова из Ознобишина вывезли в Коломенское, где в фондах Московского государственного объединенного музея-заповедника они и пребывают поныне.
Настоятель
Протоиерей Алексий ЛАДЫГИН: ОКРЕСТНЫЙ ЛЮД ПОТЯНУЛСЯ В ХРАМ
За 25 лет после возобновления служб в храме мы первые, кто стал служить здесь акафисты и другие традиционные для московских приходов службы. Народ на приходе ожил, наши инициативы понравились. По воскресеньям у нас сейчас бывает 100–150 причастников, а всего за богослужением молятся от 200 до 300 человек, что для сельского храма очень прилично. Недавно по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наш приход получил статус Патриаршего подворья.
Как добраться
От ж/д станции Подольск автобусами №№ 1024, 1026, 1028, 1030, 1032, 1033, 1034, 1036, 1047, 1048, 1050, 1077 до остановки Ознобишино-2, от ст. м. «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом № 1004, автотранспортом по Варшавскому шоссе до села Ознобишино.